«Менины» Диего Веласкеса

«Менины» Диего Веласкеса

Диего Веласкес

«Менины» (фрагмент)

Холст, масло

318 х 276 см

Прадо, Мадрид

1656

Мадридский Алькасар – несохранившаяся монашеская резиденция, уничтоженная пожаром в 1734 году. Именно здесь было создано самое загадочное полотно Веласкеса «Менины».

Диего Веласкес

«Менины»

Холст, масло

318 х 276 см

Прадо, Мадрид

1656

На холсте «Менины» («Семья Филиппа IV») изображён Веласкес, работающий в своей мастерской в Королевском дворце над портретом Филиппа IV (1605-1665) и его супруги Марианы Австрийской (1634-1696). К 1656 году Веласкес был придворным художником уже 33 года. Поэтому неудивительно, что в «Менинах», полотне, на котором изображены члены одного дома, художник посчитал уместным включить свое изображение. Акт размещения себя в картине показывает нам, что Веласкес считает, что он заслуживает того, чтобы быть среди этих людей.

На первый взгляд картина Веласкеса может показаться относительно простой и прямолинейной, но при ближайшем рассмотрении выясняется, что полотно обладает необычайной, новаторски сложной композицией. В светлом платье, залитом солнечным светом, стоит 5-летняя инфанта Маргарита. С двух сторон ее окружают менины из знаменитейших семей - донья Исабель де Веласко приготовилась к реверансу и донья Мария Агустина Сармьенто де Сотомайор, подает кувшин с водой. В правой части картины – любимцы королевской семьи, придворные шуты Марибарбола и Николас Пертусато, взаимодействующий с псом.  За спиной одной из фрейлин - компаньонка инфанты донья Марсела де Уйоа беседует с её личным охранником. В дверях замер дон Хосе Ньето Веласкес, королевский гофмейстер.

Пространство комнаты изображено как сценическая декорация, состоящая из семи слоев, расположенных через неравномерные интервалы:

  1. Выступающий с левой стороны холст и карлик, играющий с собакой.
  2. Инфанта и ее служанки.
  3. Веласкес, компаньонка инфанты донья Марсела де Уйоа и охранник.
  4. Дальняя часть комнаты.
  5. Стена с зеркалом, в котором отражена супружеская чета. Выше - несколько произведений Рубенса, включая «Палладу и Арахну» и «Суд над Мидасом».
  6. Пространство за открытой дверью и фигура Ньето.
  7. Пространство, которое подразумевает отражение зеркала (вне плоскости изображения), в котором находятся король, королева, зритель. Веласкес совмещает точку зрения возможного зрителя и положения королевской четы.

Для такой большой, многофигурной композиции важна отличная организация. Веласкесу удалось навести порядок в «Менинах», используя систему изогнутых и диагональных линий. Он упорядочил фигуры на переднем плане по форме X с Маргаритой в середине, тем самым подчеркнув ее важность и сделав ребенка центром композиции. Одна диагональ начинается от коленопреклоненной фрейлины, простирается до стоящей фрейлины справа и заканчивается компаньонкой и охранником на заднем плане. Другая диагональ начинается от художника и спускается через голову инфанты к лежащей собаке справа.

Можно выделить несколько композиционных центров: с одной стороны, взгляд в первую очередь падает на юную инфанту, освещенной лучом света; с другой стороны, выделен сам художник, расположенный выше всех остальных персонажей; в конце концов, отражение королевской четы в зеркале. 

У Веласкеса и Филиппа IV были необычайно близкие отношения. Современные исследователи полагают, что есть вероятность в том, что Веласкес был одним из немногих близких друзей и доверенных лиц Филиппа. Легенда гласит, что именно Филипп IV собственноручно нарисовал Красный крест ордена Сантьяго на груди Веласкеса в «Менинах» после того, как художник скончался.

Отражение в зеркале королевской четы – прием, позаимствованный живописцем у Яна ван Эйка, с чьим «Портретом четы Арнольфини» из коллекции испанского короля Диего Веласкес был знаком. «Удаленный» образ обуславливает весь характер сцены, собирая на себе нити всеобщего внимания.

Ян ван Эйк

«Портрет четы Арнольфини»

Дубовая доска, масло

81 х 59 см

Лондонская национальная галерея

1434

Несколько рам - рама комнаты, в которой они стоят портретируемые, рамы картин на стене, рама полотна, над которым работает художник, рама зеркала, и рама двери на заднем планы – все придают картине строгую геометричность (ощущение структурности).

 В отличие от других придворных портретистов, Веласкес избегает хвастовства или невероятного идеализма, когда пишет фигуры. Вместо этого он прививал своим натурщикам небывалую человечность и с удовольствием изображал различные поверхности и текстуры (волосы, шелк, стекло, зеркала) с максимально возможной правдивостью.

Картина обладает абсолютной исторической достоверностью. Узкий круг лиц обслуживает повседневный быт королевской семьи и ту сферу двора, ранее закрытую для постороннего наблюдателя и не изображающуюся до «Менин». Художник разрушает границы группового портрета: портретируемые еще находятся в движении, они не позируют (фрейлина коленопреклонённо подает инфанте воду, карлик играет с собакой).

По картине разбросаны несколько красных акцентов. Эти небольшие всплески цвета помогают привлечь взгляд зрителя к ключевым точкам (бант на платье, штора в зеркале, крест на груди художника, палитра).

Холст Веласкеса послужил основой для цикла работ, созданного Пабло Пикассо в 1957 году. Более полусотни интерпретаций «Менин» Веласкеса, хранящиеся в музее Пикассо в Барселоне, демонстрируют изучением художников ритма, цвета, движения, формы.


 

Пабло Пикассо

«Менины, после Веласкеса»

Холст, масло

46 х 37 см

Музей Пикассо, Барселона

1957

Теги

пикассо, Веласкес, Групповой портрет.


Наверх