Певец севера Александр Алексеевич Борисов

Певец севера Александр Алексеевич Борисов

Александр Борисов

«Закат»

1906

Александр Борисов -первый из русских живописцев, изобразивший на своих полотнах пейзажи Арктики. На Новой Земле он жил на 73 широте – дальше него на Север не ездил ни 1 художник.  Если для Серова, Коровина, Столицы, Переплечикова изображение Севера – лишь одна глава их обширного творческого пути, то Александр Алексеевич всю свою жизнь посвятил воспеванию красоты Арктики.

Мрачная, но мощная и таинственная природа крайнего севера, с его вечными льдами и долгой полярной ночью, манила мальчика. В 16-летнем возрасте он впервые увидел работу художников, занимавшихся росписью стен Красноборской церкви. Не видевший ранее никаких картин и рисунков, Александр был поражен. Часто днем занятый помощью отцу, юноша начал рисовать ночью под светом керосиновой лампы.

Его талант был отмечен президентом Академии Художеств Владимиром Александровичем и собирателем живописи генералом Боголюбовым во время посещения ими Соловков. Туда Борисов отправился ввиду горячего желания стать иконописным художником.  Юноше была выделена стипендия. Осенью 1886 года крестьянский сын, Александр Алексеевич, прибывает в Петербург. Сперва он поступил в рисовальную школу Императорского общества поощрения художеств, после – был вольнослушателем в Академии. В 1895 году, после успешной сдачи экзамена по научным предметам, Александр вошел в число действительных студентов. Точность рисунка А.А.Борисов постигал в мастерской Шишкина, а позднее, в 1896, после ухода Ивана Ивановича из Академии, от Куинджи он унаследовал гармонию света и цвета.

В конце 1890-х, получив образование, он предпринял ряд полярных путешествий с художественными целями (Мурман, Новая Земля). Из этих путешествий он привез около 150 этюдов, часть из которых выставлялась на Весенней академической выставке в конце XIX века. Среди них – «Полуночное солнце в Ледовитом океане», «Весенняя полярная ночь». «Художник вечных льдов» привлек внимание Третьякова, который 65 приобретенных работ поместил в XXII зал своей галереи.

 После плавания по арктическому морю вместе с С.Ю.Витте в 1894 году, художник окончательно поверил в возможность осуществления специальной высокоширотной экспедиции Северного Ледовитого океана. Он перевозит на Новую землю не только мастерскую, но и конструирует судно – «Мечту». Суммарный объем груза, предназначенного к перевозке, составлял 40 тысяч пудов. С особой тщательностью он собирал команду. Борисову было важно, чтобы с ним в путь отправились ученые – зоолог, астроном. Особый размах подготовки, предпринятой для осуществления цели, делает эту экспедицию уникальной в своем роде.

Во время длинной экспедиции, которая длилась более года, путешественники открывали и исследовали проливы горные вершины, бухты. Некоторым мысам исследователи дали имена великих художников (Шишкина, Васнецова, Верещагина). Художественное открытие новых земель сопутствовало открытиям географическим.

Обычно художник указывал на своих работах точную дату. Произведения Александра Алексеевича, в основном этюды, написаны по свежему впечатлению, сохраняют всю прелесть живой природы. Эпический размах, широкое обобщенное видение, продуманность композиции этюдов Борисова, перерастающих рамки жанра, позволяют воспринимать их как вполне завершенные произведения.

При 30-градусном морозе работа шла тяжело. Застывшей краске, больше похожей на густое тесно, не помогал даже скипидар. Для какой-никакой защиты краски от холода, Борисов прикрывал обрезанную, очень короткую кисть, малицей.

Сам художник следующим образом сформулировал цель экспедиций в книге «У самоедов. От Пинеги до Карского моря»: «Главная задача моя была художественная: мне хотелось написать целую серию картин и показать всему свету не необычайные красоты загадочного полярного мира. Мне хотелось похитить его молчаливую тайну и поделиться ею с другими широкими кругами».

По возвращении с Севера «русский Нансен» (так окрестил художника И.Е. Репин) представил свои работы в России и за рубежом (Берлин, Гамбург, Кельн, Дюссельдорф, Париж, Вашингтон). В начале 1908 году выставка его картин открылась в Белом Доме. Борисов был принят Теодором Рузвельтом.

После путешествий по Европе и Америке, художник возвращается на родину, и селится не в столице, а близ Красноборска. В 1897 году он создал проект собственного дома, строительство которого началось через год. На время отойдя от выставочной деятельности, Борисов пишет холсты, посвящённые не только Арктике. Его внимания удосуживается весь русский Север - Соловки, Печора, северодвинские земли.

В феврале 1914 года Борисов устроил в Петербурге крупную выставку в доме князя Юсупова на Литейном проспекте, которая произвела настоящий фурор. Решение не приобретать картины Борисова для Русского музея под влиянием Государственной Думы все же было пересмотрено. Но вскоре началась война и живописный фонд художника так и не был куплен. После этого он участвовал в нескольких выставках, но ближе к 1920-м принял решение серьезный художественный путь постепенно завершить.

После революций 1917 года А.А. Борисов посвятил себя проектам развития северных территорий: создал бальнеологический курорт на родине, содействовал созданию высокоширотной железнодорожной магистрали.

17 августа 1934 года А.А.Борисов внезапно скончался от сердечного приступа у себя дома. Его имя было забыто более чем на полвека.  

Александр Борисов

«В Кандалакшском заливе»

 Александр Борисов

Становище. Малые Карамкулы. Маточкин шар»

1896

Александр Борисов

«Долина реки Маточки на Новой земле»

1896

Александр Борисов

«Чум ненцев в Малых Кармакулах на Новой Земле»

Государственная Третьяковская галерея

1896

Александр Борисов

«В гостях у самоеда»

1896

Александр Борисов

«Лед ранней весной во время морского отлива в губе Средняя»

1896

Александр Борисов

«Бухта». Фрагмент

1896

 

Александр Борисов

«В области вечного льда»

1897

Александр Борисов

«Весенняя полярная ночь»

Государственная Третьяковская галерея

1897

 

Александр Борисов

«Самоедское становье в селении Никольском (Югорский Шар). Туман»

1898

 

Александр Борисов

«Ледник Павла Третьякова»

 1899

Александр Борисов

«Во льдах Новой Земли»

1901

Александр Борисов

«Самоед на берегу моря»

1901

Александр Борисов

«Тоска по родине»

1901

 

Александр Борисов

«Зимняя сказка»

1913

 

 Александр Борисов

«Летняя ночь в Карском море»

1928

Теги

третьяковская галерея, Русская живопись, Художник конца XIX века, Орсе.


Наверх