История финской живописи
Гален Каллела
"Защита Сампо"
Ранняя финская портретная и жанровая живопись
1750-1830
История финской живописи берет свое начало в эпоху средневекового католицизма, когда на интерьер финских церквей накладывала особый отпечаток богатая декоративная роспись стен и потолка. Самые ранние произведения относятся к XIV веку, но расцвет средневековой живописи в Финляндии приходится на конец XV и начало XVI века, когда стены каменных церквей становятся похожими на листы иллюстрированной Библии.
Окончание эпохи католицизма повлекло за собой деградацию изобразительного искусства во всем шведском государстве, но в особенности в Финляндии. Реформация, внедрение новой системы правления, вызвавшее в конце XVI века кровавое восстание народа, известное под названием Дубинная война, и многие политические беспорядки повлияли на развитие искусства.
Столь же неблагоприятными для искусства оказались и исторические условия XVII века. 30-летняя война и голодные годы разорили страну. От этого времени сохранилось лишь несколько портретов и образцов декоративной росписи деревянных церквей, свидетельствующих о самобытном, хотя и развившемся в скромных условиях искусстве. Эльяс Бреннер (1647-1717) - наиболее известный из художников финского происхождения этого века, придворный живописец, проработавший всю жизнь в Стокгольме.
Положение отдаленной провинции в области искусства Финляндия сохранила еще и в XVIII веке. В ее метрополии, Швеции, при дворе Густава III возникла оживленная художественная жизнь, но в Финляндию от нее доносились только отголоски. Самобытным финским явлением, достигшим вершины в конце этого века – строительство деревянных церквей и их роспись. Микаэль Топпелиус (1734-1821) – церковный живописец, успевший украсить росписью свыше сорока церквей.
Микаэль Топпелиус
«Снятие с креста»
Церковь Хаукипудас
1774
В XVIII и в начале XIX столетия главным источником дохода финских живописцев были, кроме росписи церквей, заказы на портреты. Но эта работа редко давала художникам средства к существованию, и поэтому они либо имели побочную профессию, либо занимались также декоративной живописью разного рода.
Шведское искусство решающим образом определяло направление финской живописи того времени. Даже после отделения Финляндии от Швеции в 1809 году и присоединения ее к России в качестве автономного великого княжества, контакты в области живописи с прежней метрополией долгое время сохранялись.
Утверждение изображения народа и пейзажа в живописи
1830-1880
Условия культурной жизни Финляндии сильно изменились после того, как в результате войны 1808-1809 гг. она была отделена от Швеции, в составе которой находилась продолжительное время, и достигла автономного положения в составе России.
Новое политическое положение создало для культуры условия, в которых прежние традиции, связанные с провинциальным положением Финляндии, оказались уже далеко недостаточными. Прочные узы со Швецией порвались. Создание самостоятельной финской культуры в области изобразительного искусства состоялось лишь в середине 1840-х. Решающим шагом было создание в 1846 году Художественного общества Финляндии. Общество начало устраивать в Финляндии выставки, организовало начальное художественное обучение. В результате его деятельности возникла и первая в стране публичная коллекция художественных произведений, которая впоследствии выросла в национальную художественную галерею – музей Атенеум.
Основными темами в финском искусстве XIX века были пейзажная живопись и изображение народной жизни. Обе эти темы опирались на общеевропейскую основу, но в исторических условиях Финляндии к ним присоединилось особенно сильное стремление к созданию национального своеобразия, соответствующего автономному положению. Пионером в области изображения народа в Финляндии был Роберт Вильгельм Экман.
Роберт Вильгельм Экман
«Битва при Тыкоцине в 1831 году»
Братья Магнус (1805-1868), Вильгельм (1810-1887) и Фердинанд (1822-1906) фон Вригт - изобразители природы Финляндии.
Фердинанд фон Вригт
«Бьщиеся глухари»
Художественный музей Атенеум
1886
Вильем фон Вригт
«Подвешенные дикие утки»
Художественный музей Атенеум
1851
Для поколения художников, последовавшего за пионерами, подобными Экману и братьям фон Вригт, Стокгольмская академия художеств уже не была целью. Начиная с 1850-х живописцы все чаще едут учиться в Германию (Дюссельдорф) и Францию (Париж). Первым финским художником, отправившимся в Дюссельдорф, был Вернер Холмберг (1830-1860), ставший впоследствии выдающимся пейзажистом. Спустя десятилетие туда отправляются учиться Ялмар Мунстръельм (1840-1905), Фанни Курберг (1845-1892) и Берндт Линдхолм (1841-1914). Через искусство Линдхолма финский зритель впервые познакомился с пленэрной живописью, однако это направление еще не стало господствующим.
Вернер Холмберг
«Жаркий солнечный день»
1860
Создается впечатление, что жанровая живопись в какой-то мере оставалась в тени пейзажной живописи в творчестве поколения художника, работавших в 60-е и 70-е годы. Наиболее крупные таланты по примеру Холмберга охотнее всего посвящали себя пейзажной живописи.
Национальный реализм и романтизм
1880-1900
Конец XIX века – время подъема финского искусства. Всеобщее увлечение искусством было исключительно сильным. Успехи этой эпохи достигли вершины развития в 1900 году, что можно было видеть на всемирной выставке в Париже в павильоне Финляндии, когда финское искусство было оценено в международном масштабе. Кстати, благодаря подъему экономики, художники имели все больше возможностей работать в центрах культурной жизни, в частности, в Париже.
Это двадцатилетие характеризуется бурным развитием неоромантизма и реализма. Финский реализм заключал в себя уже многое от романтизма и идеализма грядущего десятилетия – 1890-х.
Принципы реализма в живописи зародились одновременно с идеями реализма в литературе и общественной жизни. В области изобразительного искусства начало реалистического направления, как правило, точно определено и связано с именем Альберта Эдельфельта. Художниик более молодого возраста, чем Эдельфельт (Хелен Шерфбек, Мария Виик, Аксели Галлен-Каллела, Ээро Ярнефельт), восприняли реализм как естественную для себя программу.
Альберт Эдельфельт
«Королева Бланка»
Художественный музей Атенеум
1877
Аксели Галлен-Каллела
«Без маски»
Художественный музей Атенеум
1888
Аксели Галлен-Каллела
«Проклятие Куллерво»
Художественный музей Атенеум
1899
Молодые художники 80-х годов воспринимали реализм, по словам Ярнефельма, как совершенно новое направление в искусстве, основавшееся лишь на непредубежденном восприятии действительности и опиравшееся на недавно приобретенную реалистическую технику.
Среди простого народа, в деревне, художники находили подлинные финские сюжеты. Это особенно заметно в искусстве Ярнефельта и Галлен-Каллела.
Усиливающееся вмешательство царской власти во внутренние дела страны и угроза потери автономии привели к тому, что в области культуры заметнее, чем прежде, стала сознаваться независимость и самобытная жизненная сила Финляндии. Такие представления имели место прежде всего в среде движения «Молодая Финляндия», образовавшегося в 1880-е годы.
90-е годы XIX века были и в европейском искусстве эпохой неоромантизма. В Финляндии это проявилось не только в виде национально-романтического стиля, но в значительной степени было навеяно европейским символизмом. Для искусства конца столетия характерным оказалось упрощение форм, синтезирование. Детали, напоминавшие о повседневности, были изъяты. Отказавшись от копирования натуры, художники ставили целью отразить более возвышенное духовное состояние при помощи гармонии тонов и особого ритма штрихов.
Если реалисты избегали старых направлений в искусстве, то теперь, наоборот, ассирийское, египетское, японское искусство с их четкой декоративностью, вызвали новые творческие импульсы.
В конце века из Англии, Германии, Франции пришло в Финляндию движение за новый стиль времени, стиль Югенд. Галлен-Каллела осознал единство всех видов искусства: не существовало высшего или низшего искусства, оно было единым. Он интересовался художественной промышленностью, изучал методы тиражирования графики. Но особенно его занимали открывшиеся возможности широкого проникновения художественных изделий в народную жизнь.
Конец 1890-х годов – время синтеза многих художественных тенденций. Наиболее значительные художники этого времени – Хуго Симберг и Юхо Риссанен – естественным путем выросли на почве, заложенной символизмом.
Хуго Симберг
«Раненый ангел»
1903
ХХ век
ХХ век характеризуется усилением формалистических тенденций. Это время отхода от реалистических национальных традиций, отступления от задач демократического искусства.
В начале 1910-х формируется группа «Септем» под предводительством Магнуса Энкела (1870-1925). В «Септем» входили В. Томэ, Микко Ойнонен и прочие. «Ноябрь» - неофициальное объединение художников-экспрессионистов, образованное в 1916 году Тюкко Саллиненом. И «ноябристы» и «септемисты» предпочитали содержательности искусства либо проблемы света и цвета («Септем»), либо искаженное, деформированное изображение действительности («Ноябрь»).
Тюкко Саллинен
«Дьявольский танец»
Уже в послевоенные годы возникает еще одна значительная группировка – «Призма», созданная в ответ на нехватку выставочных площадей. Рагнар Экелунд (1892-1960), Торгер Энкелл (1901-1991), Тони Пуса (1913-1973), Сигрид Шауман (1877-1979), Сам Ванни (1908-1992). «Призма» объединила художников, работающих в самых разных стилистиках.
Ванни Сам
«Композиция»
1982
В конце 1950-х годов абстракционизм привлекает все больше финских живописцев. Параллельно им некоторые художники (Леннарт Сегерстроде, Свен Грёнвалл, Эва Седерстрём) продолжают работать в реалистической традиции. С середины ХХ века живопись потихоньку начала сдавать свои позицию, уступая место скульптуре и архитектуре.
Теги
Ярнефельт, Галлен-Каллела, Финская живопись, Симберг, Саллинен, Сам, Эдельфельт.