Маурицио Каттелан. Ирония на грани.

Маурицио Каттелан. Ирония на грани.

 «Реальность гораздо более провокационна, чем мое искусство»

М.Каттелан

 

По мнению британского авторитетного журнала «Art Review», Маурицио Каттелан занимает четвертое место в списке самых влиятельных людей в мире современного искусства. Обманки, симулякры, ситуации, вгоняющие обывателя в ступор, сатира, перформансы, боди-арт — наследие искусства ХХ века стало почвой, на которой проросла мировая слава Маурицио Каттелана.

Каттелан родился в 1960 году в Падуе в многодетной семье водителя грузовика и уборщицы. Маурицио не любил школу, получал плохие оценки и постоянно попадал в неприятности. Бросив учебу, он работал на нескольких неперспективных работах, в том числе на почте, в морге, на кухне, чтобы прокормить свою семью. Через какое-то время у него выработался негатив к монотонности труда. 

В поисках лучшей жизни Каттелан приходит к искусству. Он так никогда и не получил профессионального художественного образования.

В конце 1980-х юноша начинает заниматься изготовлением мебели. Самое удачное его творение — стол Cerberino из стекла и металла, созданный в 1989-м. 

«Девятый час», 1999

Апокалипсис – выставка с мрачным подзаголовком «Красота и ужас в современном искусстве» была открыта вплоть до смены тысячелетия 1 января 2001 года, представив 13 художников, которые были выбраны для подведения итогов тысячелетия, выражения предощущений и перемен. Каждому был выделен зал – это отвечало потребностям остроумных инсталляций Каттелана.

Итальянец поместил в выделенном зале папу Иоанна Павла II в виде восковой статуи в полном облачении и в натуральную величину. Папа упал на красный ковер, сбитый с ног метеоритом, который пробил музейную крышу – вокруг разбросаны осколки.

Работа является ярким примером гиперреалистической скульптуры Каттелана, в которой он создает иллюзию реальности, чтобы заманить зрителя, а затем добавляет элементы сверхъестественного. Десакрализация понтифика путем символического свержения подрывает идею о его неуязвимости и мистической силе.

В трактовке Каттелана папа бесчувственен к иронии происходящего. На его лице – полная невозмутимость и решимость продолжать свое дело независимо ни от чего. Название произведения отсылает к Евангелию от Марка (27:46):

А около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или́, Или́! лама́ савахфани́? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?»

Наиболее заметная полемика, вызванная этой работой, произошла в 2000 году, когда один экземпляр скульптуры был выставлен в варшавской галерее Zacheta. Два члена польского парламента, Галина Новина-Конопка и Витольд Томчак даже попытались поставить фигуру папы вертикально. Успех работы «Lа Nona оra», который перевесил все негативные отношения к ней со стороны консервативных слоев общества и власти, развязал руки Каттелану, позволил развиваться в направлении эпатажных жестов в противовес общественному мнению. 

«Он», 2001

В новом столетии итальянец представил несколько скульптур, ставшими впоследствии хрестоматийными ввиду своего смыслового содержания и острого юмора на грани.  Зритель приближается к метровой скульптуре со спины, ничего не подозревая – видны лишь очертания молящейся детской фигуры. Но обойдя ее, он приходит в ужас, перед ним – никто иной, как Адольф Гитлер. Взрослый человек почти невозможного роста в темно-сером костюме стоит на коленях, его руки сложены в мольбе. Одна из самых сложно понимаемых работ Каттелана детально проработана, черты лица переданы с невероятной точностью. Художник задается вопросами: может ли этот человек быть прощенным? Зло селится в человеке с рождения? Каттелан вызывает у зрителя замешательство в выборе между прощением и осуждением.

Материал, используемый при создании фюрера – воск, из которого чаще всего делают персонажей, представленных в музее мадам Тюссо.

Тема фашизма у аполитичного Каттелана присутствует и в ранних работах, например в «Not afraid of love» (2000), «Ave Maria» (2007), «Lullaby» (1994).

В декабре 2012 года скульптура была установлена на территории гетто в Варшаве.

«Bidibidobidiboo», 1996

 «Bidibidobidiboo» - одна из ранних работ, выполнена в 1990-х, когда Каттелан активно использовал таксидермию. Скульптуры такого характера были призваны  показать связь людей и животных через проекции человеческих эмоций на животных. Среди них – чучело лошади «Новоченто» (1997), чучела голубей, ослов.

Произведение «Bidibidobidiboo» было помещено О.Уордом на обложку своей книги «Искусство смотреть. Как воспринимать современное искусство» как символ нового искусства, которое требует изучения.

Белка лежит на кухонном столе, посуда немыта, стакан пуст, пистолет покоится под ногами. Что было последней каплей, чтобы животное совершило столь отчаянный поступок? Интерьер скудный (раковина, водонагреватель, стол и стул), но такой родной. Автор воссоздал кухню, в котором прошло все его детство.

Ирония ситуации белки усиливается названием Bidibidobidiboo, волшебными словами, которые Золушка говорила, чтобы вызвать свою фею-крестную, стремясь изменить свою жизнь. Однако ничто не в силах изменить судьбу несчастного существа.

«Если дерево падает в лесу и вокруг него никого нет, оно издает звук», 1998

Маурицио использует СМИ, чтобы показать реальность, а также размыть границы между реальностью и мифом. Несколько работ критикуют современную зрелищную культуру. Такая культура одержима огромным потоком образов, и эта одержимость может быть легко сопоставима с идолопоклонством.

Инсталляция «Если дерево падает в лесу и вокруг него никого нет, оно издает звук» иллюстрирует эту идею безупречно. Произведение состоит из чучела осла с низко опущенной головой, телевизора на его спине. Он вызывает в воображении образ Христа, верхом на осле въехавшего в Иерусалим в вербное воскресенье. Телевидение, занявшее место Христа на осле, служит явным представлением о замене традиции медиакультурой в качестве нового объекта поклонения.

Концептуально работа Каттелана напоминает более ранние работы корейского художника Нам Джун Пайка, который часто сопоставлял основные технологические устройства с религиозными или духовными образами, чтобы также критиковать поклонение средствам массовой информации, как в «TV Buddha» (1976).

Каттелан указывает на оцепенелое почитание обществом средств массовой информации и зрелищной культуры, концепцию, изложенную Гаем Дебордом в трактате 1967 года «Общество зрелища».

«Америка», 2016

Полностью функционирующий туалет, сделанный из 18-каратного золота, был установлен в Бленхеймском дворце (Оксфордшир), рядом с комнатой, где родился Уинстон Черчилль в 2019 году.

Cattelan создал туалет в 2016 году для Музея Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке. Он был сделан в литейном цехе во Флоренции, отлит из нескольких частей, которые позже были сварены вместе. Сделанный идентично туалетам Kohler, он был установлен в одной из ванных комнат музея для посетителей.

«Америка» предлагает возможность побыть один на один с новейшим культовым объектом. Речь идет о том, чтобы иметь духовный момент чистого, одинокого созерцания в наименее очевидной области священного места, музея.

По словам Каттелана, работа была сделана из 103 килограммов золота, которое в сентябре 2019 года в пересчете на валюту оценивалось более чем в четыре миллиона.

Никогда с тех пор, как Марсель Дюшан представил фарфоровый писсуар "Фонтан" для выставки Общества независимых художников в 1917 году, сантехника не была так облагорожена.

Теги

Каттелан, Постмодернизм.


Наверх