10 фактов о «Гернике» (1937) П.Пикассо

10 фактов о «Гернике» (1937) П.Пикассо

Пабло Пикассо за работой 

Пабло Пикассо

«Герника»

Холст, масло

349 х 776 см

Музей королевы Софии, Мадрид

1937

За несколько часов двадцать пять бомбардировщиков превратили небольшой испанский городок, Гернику, в развалины. Опустошение было ужасающим: три дня горели пожары, значительная часть города была разрушена. Треть населения, в частности, дети, женщины и старики, получила ранения или  была убита. 1 мая 1937 года весть об этом зверстве достигла Парижа. Сообщения очевидцев заполнили первые полосы местных и международных газет. Пикассо, симпатизировавший республиканскому правительству своей Родины, был в ужасе от сообщений о разрушениях и смертях.

Разрушенный город

1. Вероятно, самая известная работа Пикассо «Герника» — мощнейшее политическое заявление, написанное как непосредственная реакция на разрушительную бомбардировку нацистами баскского города Герника во время Гражданской войны в Испании. Беспомощность, смерть, насилие, зверство, страдание - эмоции, испытанные жителями города, потерявших жилье и членов семьи – все это отражено в крупноформатном холсте. Законченная картина не содержат ни единого намека на конкретное событие, представляя собой вместо этого общий призыв против варварства и ужаса войны.

2. В дни, когда произошла бомбардировка, испанец работал по заказу правительства над картиной для Всемирной выставки, которая должна была состояться в Париже (1937) на тему «Торжество современных технологий». После бомбардировки Герники Пикассо был поставлен в известность о том, что происходило в его родной стране. Отказавшись от своей первоначальной идеи, работа над которой был бесстрастной и безрезультативной, он начал работу над реализацией новой идеи. 

3. Картина была закончена в кратчайшие сроки – работа заняла порядка месяца. 1 мая был сделан первый набросок, а уже в начале июня колоссальное панно было на размещено выставке.

4. Во время работы над холстом, живописец позволил своей музе, Доре Маар, вести хронику – запечатлеть на фотографиях этапы работы над полотном.

5. В 1974 году антивоенный активист и художник Тони Шафрази испортил картину красной краской из баллончика в знак протеста. В то время она была выставлена в нью-йоркском Метрополитен-музее. Кураторы тут же убрали "Гернику", а Шафрази отправили в тюрьму.

6. Пикассо при написании полотна использовал нейтральную монохромную палитру, состоящую из трех цветов (техника гризайль) – черного, белого, серого. Возможно, художник хотел придать своей картине репортажность, присущую газетным снимкам. 

7. Живописец очень мало говорил о значении этой картины, оставляя возможность ее интерпретации зрителям, критикам и искусствоведам. Хотя картина была ясна как эмоциональный отклик на бессмысленное насилие войны, она, с ее сложным для трактовки сюжетом, приводила в замешательство зрителей Всемирной выставки.

8. Опасаясь нацистской оккупации Франции, Пикассо одолжил холст Музею современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке. После Всемирной выставки, картина совершила кругосветное путешествие, привлекая внимание международного сообщества к гражданской войне в Испании. После смерти генерала Франсиско Франко в 1975 году и многолетних переговоров между Испанией, Соединенными Штатами, МоМА и несколькими наследниками Пикассо, "Герника" отправилась в Испанию в 1981 году, где она была размещена в Casón del Buen Retiro, пристройке музея Прадо в Мадриде. Вопреки воле Пикассо, желавшего, чтобы холст украшал стены музея Прадо, в 1992 году картина была перенесена в Национальный музей искусств королевы Софии, недавно созданный Национальный музей Испании, посвященный искусству 20-го века.

9. На первый взгляд композиция «Герники» видится запутанной и хаотичной; зритель оказывается в эпицентре интенсивно бурного действия. Кажется, что все находится в постоянном движении. Пространство сжато и неоднозначно с меняющимися перспективами и множественными точками зрения, характерными для более раннего кубистического стиля Пикассо. Изображения накладываются друг на друга и пересекаются, затемняя формы и затрудняя различение их границ. Тела искажены и полу абстрагированы, формы прерывисты и фрагментарны. Однако, на самом деле, существует преобладающий визуальный порядок. Пикассо уравновешивает композицию, организуя фигуры в три вертикальные группы, движущиеся слева направо, в то время как центральные фигуры стабилизируются в большом освещенном треугольнике.

10. Авторская копия картины была заказана бизнесменом Нельсоном Рокфеллером в 1955 году, после того как Пикассо отказался продать ему оригинал. Гобелен, выполненный в коричневых оттенках, в период с 1985 по 2009 году был размещен на стене здания Организации Объединенных Наций (Нью-Йорк) у входа в Совет Безопасности.

Теги

пикассо, Живопись ХХ века.


Наверх