Диалоги с культурными лидерами современности. Рем Колхас

Диалоги с культурными лидерами современности. Рем Колхас

Очередной вечер из серии “Диалоги с культурными лидерами современности” - возможность ярким и интересным фигурам современной жизни выступать перед зрителем. Гостями уже побывали Михаил Пиотровский, Кирилл Серебрянников, Евгений Миронов и многие другие.

Рем Колхас - голландский архитектор, один из основателей и теоретиков деконструктивизма, лауреат Притцкеровской премии. Помимо основной работы, он занимается преподавательской деятельностью, пишет статьи и книги. Один из самых знаковых и выдающихся современных архитекторов был приглашен в здание Третьяковской галерее на Лаврушинском переулке на полуторачасовую беседу. Зал Врубеля, большой сам по себе, был забит полностью, из других залов дополнительно приносили стулья. 

Рем Колхас

На встрече архитектор и его оппонент журналист Александр Баунов успели обсудить множество тем, включая концепцию и проект реконструкции старого здания на Крымском валу. Александр считает, что здание слишком большое, чтобы его сносили, но не видит в нем ничего прекрасного. Ребром встает вопрос сохранности зданий. У Рема есть своя точка зрения на этот вопрос - важно сохранять здания таким образом, чтобы люди, которые придут после нас могли понять ход истории. И точка зрения Александра кажется Рему избытком прошлого, уникальным выражением советского типа мышления 70-80-х годов.

Дом музыки, спроектированный Ремом Колхасом

Далее речь заходит о хрущевках как своеобразном типе советской архитектуры. Оказывается, что Рем заинтересован в идеях равенства. Ему симпатизирует эта архитектура тем, что она абсолютно функциональная, она организовывает живое пространство рациональным образом. Концепция устарела, но это не причина ничего разрушать. 

Штаб-квартира CCTV, спроектированная Ремом Колхасом

Александр меняет тему и начинает говорить о социальных сетях, о реакции публики на только что выложенный в сеть проект. Ведь сразу же как открывается проект, возникает множество мнений, каждое из которых хочет быть услышанным. Что же в таком случае делать творцу?

Рем считает, что, если у архитектора искреннее намерение, хорошее изложение концепции, попытка довести мысль до значимых людей в определенном контексте, то есть большая вероятность, что проект будет в большинстве своем положительно воспринят публикой. Рем не думает, что его опыт работы в России в последующем будет осужден публикой. 

А что насчет политики? Чувствует ли Рем подозрительное отношение коллег или профессионального общества из-за своих проектов в странах типа России или Китая? Как личность Рем очень независимый человек, он демонстрирует независимость своего мнения всеми возможными способами. У него не европейская, не американская, а независимая точка зрения, которую он озвучивает. Для него Россия является исключительно важной страной с культурной точки зрения и, несомненно, на его проекты здесь не будет влиять ни политика, ни что-либо ещё. Физически и ментально он является сторонником глобализации.

Музей искусств Сеульского национального университета, спроектированный Ремом Колхасом

Здания Лондона, Шанхая, построенные 100 лет назад раньше сильно отличались между собой. Сейчас стоит задача трансформировать здание для музея русского искусства. Означает ли это, что в нем должны присутствовать специфические русские черты? Рем не будет вносить сильных изменений. Архитектор не планирует делать новое здание, он планирует трансформировать уже существующее, он будет достаточно умеренно вмешиваться. Здание будет полностью соответствовать российскому стилю, но будет функционировать немного по-другому. Это не попытка сделать здание современном, либо придать его личный авторский стиль.

Александр спрашивает о московской архитектуре. Как Рем смотрит на то, что в этом городе перекликаются и звучат в одной песне столько различных стилей? Архитектура имеет древнюю историю, это не простой проект, в который кто-то может вмешаться и все переделать, она не является чем-то стабильным. Для него Москва — это нечто меняющееся, переменчивое. Это яркий пример контрастов, вещей, которые кажутся не сочетаются друг с другом, но, когда они совмещаются получаются невероятные красота.

Последняя тема, поднятая в диалоге Рема и Александра - тема сохранности. Журналист интересуется что в будущем заменит храмы и почему Рема не интересует храмовое строительство, рассматривает ли архитектор храмы как будущее наследие и что их заменяет в современной городской или сельской среде? Рем отвечает таким образом: “Дело в том, что сами архитекторы не верят. Архитектор не может построить здание храма, в который могли бы поверить люди. И поэтому мы можем быть символами чего-то, но мы не можем делать вид что мы верим во что-то, что мы являемся кем-то, мы не можем обманывать людей”.

Итак, в ходе диалога этих двух интересных личностей было рассмотрено и проанализировано множество актуальных тем. По ходу беседы у слушателей возникали свои вопросы, которые они по возможности задали после лекции-диалога. Публика не хотела отпускать архитектора, в конце концов, не всегда в Москву приезжают личности такого масштаба.  

Искусствовед Манеева Анна

Теги

архитектура, Колхас, Рем, деконструктивизм, Притцкеровской премии, Кирилл Серебрянников, Евгений Миронов, Михаил Пиотровский.


Наверх