Исаак Левитан
Исаак Левитан
«Автопортрет»
37 х 27 см
Государственная Третьяковская галерея
1885
Жизненный путь Левитана нельзя назвать удачливым: его детские годы были трудными из-за потери родителей, в годы учебы он испытывал жестокую нужду. Живописец, голодный, не имевший крыши над головой, он ни разу не предал свое стремление стать художником. Беззаветная преданность Исаака Ильича Левитана искусству выразилась в так называемом «пейзаже настроения», воплотившим в себе душу русской природы.
18 августа 1860 года в посаде Кибарты (ныне этот город находится в Литве) в бедной еврейской семье родился Исаак Левитан. Его отец, Илья Абрамович, когда-то учившийся в раввинском училище, не добившись видного положения в еврейской общине, ушел служить на железную дорогу – переводчиком, контролером, кассиром. Ввиду нехватки денежных средств для оплаты обучения детей в начальной школе, отцу семейства пришлось самостоятельно заняться их воспитанием. В надежде исправить бедственное семейное положение, Илья Абрамович решил сменить профессию и занялся самостоятельным изучением иностранных языков – французского и немецкого, что помогло ему впоследствии устроиться переводчиком.
Левитаны в 1860-е годы переехали в Москву, надеясь, что там дети (коих было четверо) получат достойное и качественное образование. Отец с вниманием отнесся к желанию своих сыновей Авеля и Исаака учиться живописи.
Исаак рано поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества – в тринадцать лет. Он начинал в натурном классе самого популярного московского художника, мастера сатирического жанра Василия Григорьевича Перова. Не только жалостью брал своих педагогов юный Левитан, когда попечительский совет избавил его от платы за обучение или рекомендовал для получения стипендии генерал-губернатора Москвы князя Долгорукова. Наблюдательность и поэтичность натуры юного художника, любовь к изображению природы были близки пионеру лирического пейзажа Алексею Саврасову, переманившего лучшего ученика к себе. С 1874 года Левитан числится в мастерской видного передвижника. Преподаватель выделял Исаака, сразу заметив в нем большой талант. Соучениками и товарищами Левитана в училище были Коровин, Архипов, Головин, Нестеров. Именно в годы учебы у Левитана формируется стремление научиться выражать в картинах свои чувства, пробужденные близостью природы. После того, как Саврасова уволили из училища за пьянство, студентам представили нового учителя – Василия Поленова.
В 1870-е годы Исаак теряет родителей (в 1875 – мать, в 1877 - отца) и остается без средств к существованию. Семья Левитанов распалась. Это было тяжелое, почти невыносимое время: художник голодал, ему негде было жить. Ночью, если повезет, Левитан устраивался спать на пыльном чердаке училища среди холстов и ящиков, а если нет - бродил по ночному городу или мерз на лавке.
В 1879 году наметился просвет: коллекционером Третьяковым Павлом на ученической выставке был приобретен холст «Осенний день. Сокольники» - единственный пейзаж Левитана, на котором есть человек. Однако светлая полоса длилась недолго: после соловьевского покушения на Александра II всех евреев высели из Москвы.
Исаак Левитан
«Осенний день. Сокольники»
Холст, масло
63.5 х 50 см
Государственная Третьяковская галерея
1979
Весной 1884 года, несмотря на успешную сдачу всех экзаменов, студент был отчислен с курса за систематическое непосещение занятий. Ему предложили взять диплом «неклассного» художника, который давал одну единственную возможность – стать учителем рисования. В отчаянии Левитан покинул Москву и уехал в Саввинскую слободу под Звенигород, красоту которой расхваливали его товарищи по училищу. Здесь он пишет пейзажи «Мостик. Саввинская слобода» и «Саввинская слобода под Звенигородом» (Государственная Третьяковская галерея, обе – 1884).
Исаак Левитан
«Мостик. Саввинская слобода»
25 х 29 см
Холст, масло
Государственная Третьяковская галерея
1884
Подмосковье, в котором был вынужден жить художник, очаровало его. Два лета (1875, 1976) он провел в Бабкине, близ Нового Иерусалима. В Бабкине жило семейство Чеховых. Николай Чехов, однокашник Левитана по училищу, свел товарища со своими близкими. Именно в это время зародились дружеские отношения Антона Павловича и Левитана. В начале 1880-х годов Левитан сотрудничал с братьями Чеховыми над иллюстрациями к журналу «Москва».
Исаак Левитан
Литография в журнале «Москва»
45 х 32 см
Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург
1882
Исаак Левитан
«Солнечный день»
Холст, масло
53 х 40 см
Частное собрание, Москва
1876-1877
В 1877 году работы Исаака Левитана впервые были выставлены на всеобщее обозрение и заслужили благосклонное признание прессы. В 1880-е годы произошло сближение Саввы Мамонтова с пейзажистом. Левитан получил возможность попробовать себя в роли декоратора: для только что открывшейся Частной оперы знаменитого мецената Левитан выполнил несколько декораций – к операм «Жизнь за царя» Глинки, «Снегурочка» Римского-Корсакова и «Русалка» Даргомыжского (часть из них – по декорациям Поленова и Васнецова). Впрочем, окончательно своим в абрамцевском кружке он не стал, да и театральная работа его, прирожденного станковиста, не увлекала. На заработанные деньги Левитан впервые едет в путешествие. После поездки в Крым в живописи Исаака появились новые краски: впервые в картине вместо холодных полупрозрачных облаков появилось ярко-синее небо. Все крымские пейзажи, представленные на московских выставках, практически сразу же были раскуплены.
В 1887 году художник впервые видит Волгу, ставшую большой главой в его творчестве. Великая река традиционно являлась важной вехой в творчестве многих отечественных художников: Алексея Саврасова, Федора Васильева, Ильи Репина. Первые впечатления от Волги Левитана разочаровали, но во второй поездке он еще с парохода разглядел на берегу небольшой живописный городок, растянувшийся почти ото одного изгиба реки до другого – Плес. Первые картины, привезенные Левитаном с Волги, на выставках были обойдены молчанием и нашли только одного ценителя. Павел Третьяков, внимательно следивший за творчеством талантливого живописца, купил на выставке 1890 года два полотна – «После дождя. Плес» и «Вечер. Золотой Плес». Но настоящий успех принесла Левитану написанная по эскизам, привезенным с Волги, картина «Тихая обитель». Отныне он – знаменитый пейзажист, его полотна покупают, и он приобретает прочное материальное положение.
Исаак Левитан
«Тихая обитель»
Холст, масло
87 х 108 см
Государственная Третьяковская галерея
1890
Его любовные увлечения всегда протекали бурно, у всех на виду с разными глупостями, вплоть до выстрелов. Пожалуй, лишь одной женщине удалось стать для него успокоительным, после того как Левитан в первый раз хотел покончить с собой. Восемь лет художник провел с Софьей Петровной Кувшинниковой, дочерью чиновника, музыкантшей и художницей. Этот романтический эпизод отражен в рассказе Чехова «Попрыгунья», вызвавшем после публикации скандал.
Большая часть знаменитых полотен было создано именно в годы, проведенные с Софьей Петровной. Левитан прочно утверждает свой статус ведущего русского живописца.
В конце XIX века он с головой бросается в роман с Анной Николаевной Турчаниновой. И хотя оптимистичное настроение художника порой сменяли приступы депрессии и желания покончить с собой, все-таки, очевидно, в этот период жизни его переполняли надежды, что все хорошее у него впереди. Именно подобной атмосферой проникнута картина «Март» (Государственная Третьяковская галерея, 1895).
Исаак Левитан
«Март»
Холст, масло
60 х 75 см
Государственная Третьяковская галерея
1895
В 1889 году молодой Савва Морозов, промышленник и любитель живописи, предоставляет художнику возможность работать в своей мастерской на Покровском бульваре. В 1891 году Левитан в ней поселяется и живет здесь до самой смерти.
Ближе к концу столетия художник совершил некоторое количество поездок в Европу, в том числе во Францию и в Италию. У него было желание познакомиться на Всемирной выставке, проходившей в Париже в 1889 году, с выставленной на ней передовой живописью, в частности, с полотнами художников барбизонской школы и импрессионистов.
Исаак Левитан
«Весна в Италии»
Холст, масло
Частное собрание
1890
В начале 1890-х годов художник из-за антисемитских настроений был вынужден снова уехать из Москвы. Полотно «Владимирка» относится к периоду, когда художник жил во Владимирской губернии. Лишь с помощью заботливых друзей, хлопотавших о возвращении Исаака Ильича, ему позволили вернуться в Москву «в виде исключения».
Исаак Левитан
«Владимирка»
Холст, масло
79 х 123 см
Государственная Третьяковская галерея
1892
Художник с интересом следил на новейшими художественными течениями, на склоне лет сблизился с «Миром искусства» и с его лидерами Дягилевым и Бенуа. В 1891 году художник стал членом Товарищества передвижных выставок, в 1897 – членом мюнхенского Сецессиона, а в 1898 – Академия художеств присудила художнику звание академика.
Только теперь Левитана приглашали руководить пейзажной мастерской. К тому времени здесь работал Поленов, безмерно ценивший творчество своего бывшего ученика, и уже год преподавал его хороший приятель Валентин Серов. Левитан со свойственной ему эмоциональностью и изобретательностью взялся за новое дело.
Художник продолжал создавать свои удивительные пейзажи, но только теперь в них больше не было надежды или радости. Практически во всех последних картинах Левитана присутствует мотив конца человеческой жизни, ухода. Среди них полотно «Тишина» (Государственный Русский музей, 1898), оставляющее тягостное и тоскливое впечатление.
Исаак Левитан
«Тишина»
Холст, масло
96 х 128 см
Государственный русский музей
1898
Последний год своей жизни Левитан провел в доме Чехова в Крыму. Несмотря на последствия смертельной болезни (он страдал от болезни сердца большую часть своей жизни), его последние работы все больше наполняются светом. Они отражают спокойствие и вечную красоту русской природы. 22 июля 1900 года Исаак Ильич Левитан, не дожив до сорокалетнего возраста несколько дней, умер от ревматического миокарда. После смерти художника родственники в его мастерской нашли около сорока незаконченных пейзажей.
Живописец похоронен на старом еврейском кладбище. В апреле 1941 года прах Левитана был перенесен на Новодевичье кладбище. Ныне могила художника соседствует с могилами друзей – Чехова и Нестерова. У Левитана не было ни семьи, ни детей.
Исаак Ильич Левитан за свою жизнь создал такие непреходящие ценности, которые не только во многом питали его поколение, но и перешагнут рамки и, видимо, не один век будут волновать, тревожить, радовать сердца и умы будущих поколений.
Искусствовед Фомирякова Анна
Теги
Живопись XIX века, пейзаж, левитан, Русская живопись.