Современные китайские художники. Часть 2
Юэ Миньцзюнь
«Без названия»
40 х 40 см
1997
- Юэ Миньцзюнь
Юэ Миньцзюнь - современный китайский художник, базирующийся в Пекине. Миньцзюнь получил известность благодаря своим автопортретам, на которых он застыл с неестественной, натужной улыбкой. Бытует мнение, что Юэ Миньцзюня можно отнести к школе «циничного реализма». Однако, сам художник не относит себя ни к одной школе и не считает свое искусство циничным.
Юношеские годы Миньцзюня, родившегося в 1962 году в городском округе Дацине, пришлись на период Культурной революции. По окончании школы Юэ работает инженером-электриком в нефтедобывающей компании. В середине 1980-х годов молодой человек поступает в Хэбэйский педагогический университет с целью изучить масляную живопись. А в 1987 году Юэ уже выставляет свои первые работы.
В 1980-х годах, когда он занимался глубоководным бурением нефтяных скважин, Юэ начал писать портреты своих коллег и марины. В 1989 году он был вдохновлен картиной Гэн Цзяньи, представленной на художественной выставке в Пекине, на которой было изображено собственное смеющееся лицо Гэна. Важно отметить, что Юэ большую часть своей жизни вел «кочевой» образ жизни, поскольку его семья часто переезжала, чтобы найти работу на различных нефтяных месторождениях.
Вернувшись с буровой вышки, Юэ стал одним из первых художников, поселившихся в деревне художников Юаньминъюань в конце 1980-х годов, когда многие молодые китайские художники начали обретать свой голос. Свежие воспоминания о культурной революции заставили их переключить свое внимание на темы, имеющие отношение к их жизни и обществу, в то время как своевременная политика открытых дверей позволила им изучать западное искусство. Что касается Юэ, он обязан своим особым стилем таким живописцам, как Да Винчи, Гойя, Мане и Уорхол.
С момента дебюта, работы Юэ Миньцзюня была показаны в многочисленных галереях Сингапура, Гонконга и Пекина. Художник часто обращается к европейскому искусству, создавая пародии не только на Гойю («Execution», 1995), но и на Делукруа («Freedom Leading the People», 1995-1996). «Резня на Хиосе» - отсылка к произведению Эжена Делакруа, состоящая из 11 автопортретов Миньцзюня, была продана за 5,9 миллионов долларов на Лондонском аукционе Sotheby's.
Первая крупная выставка в Европе, посвященная художнику, проходила с 14 ноября 2012 года по 17 марта 2013 года в Париже при поддержке фонда Cartier pour l'Art Contemporain.
Яркие цветные изображения маниакально смеющихся фигур Юэ создаются как под влиянием поп-арта (резкие очертания, яркие поля цвета), так и сюрреализма. Его произведения выступают как молчаливая форма общественно-политической критики, которая имеет дело как с китайской историей, так и с западным каноном искусства. «На самом деле я пытаюсь понять мир», - сказал он о своей работе. «В том, что я делаю, нет ничего циничного или абсурдного».
Художник упрощенно изображает человеческие фигуры, как правило, портретируемые одеты одинаково. Цветовая палитра достаточно ограничена: ярко-розовая кожа, красные губы, черный непропорционально большой рот, в котором видны все зубы.
- Цзэн Фаньчжи
Цзэн Фаньчжи – один из самых финансово успешных китайских художников, в настоящее время живет и работает в Пекине. В отличие от многих современных китайских художников, уехавших жить и работать за рубеж, Цзэн предпочел остаться на родине.
Цзэн бросил среднюю школу в возрасте 16 лет, чтобы работать на полиграфической фабрике, как и его родители. В свободное время он брал уроки живописи. Цзэн проваливал вступительные экзамены в университет пять раз подряд, прежде чем, наконец, поступил. Цзэн посещал Академию Изящных Искусств Хубэй, где он изучал живопись маслом и развил сильный интерес к немецкому экспрессионизму, особенно к творчеству Макса Бекмана и Виллема де Кунинга, с 1987 по 1991 год.
Темой первой серии успешных работ была больница. «Hospital Series» передает суровый быт в стенах лечебного заведения, запечатленный в экспрессивной манере. Художник уделил особое внимание психологическому настроения персонажа и выразительности изображения, которая достигнута при помощи различных мазков.
Серия «Маски», начатая в 1993 году (год переезда художника из Уханя в Пекин), принесла художнику мировую славу. В поисках нового стиля, Цзэн достаточно неожиданно для себя написал человека в маске. Несомненно, на него повлияло чувство изоляции ввиду переезда в другой, новый для себя город, где Фаньчжи никого не знал. Жестокость первой серии сменилась циничностью, холодной отстраненностью «Масок». Легкая затуманенностью фигур достигается использованием мастихина, создающего более сглаженные мазки.
Начиная с 2000 года Цзэн стал все больше интересоваться традиционным китайским искусством и культурой, особенно картинами и скульптурами северных династий Вэй, Юань и Сун. Под влиянием философий Лао-Цзы и Чжуан-Цзы, которые являются неотъемлемой частью традиционного китайского искусства, тематика Цзэн постепенно смещается от общества к природе. Некоторые пейзажи он пишет двумя руками одновременно.
В настоящее время Цзэн живет со своей женой Хэ Лижун, бывшей студенткой, на которой он женился в 1995 году, и их дочерью Хоу Кер. Обычно его можно застать в скромных джинсах и кроссовках, с кубинской сигарой под рукой. Цзэн Фаньчжи работает в огромной двухэтажной студии в Цаочанди, районе на северо-восточной окраине Пекина, с видом на ухоженный сад, полный деревьев, две стальные скульптуры Гарри Бертойи и пруд с золотыми рыбками.
Цзэн Фаньчжи
Серия «Маски»
60 х 50 см
1997
- Чжан Хуан
Чжан Хуань - один из самых важных китайских художников-экспериментаторов. Он начал свою карьеру как художник, а затем перешел к перформансу, фотографии, скульптуре. Работа Чжан Хуаня порой носит конфронтационный, интуитивный и опасный характер, и в ней имплицитно и эксплицитно затрагиваются проблемы перенаселения, стирания культурных традиций, политических репрессий, нищеты, голода и нужды.
Чжан Хуань родился в фермерской семье в городе Аньян провинции Хэнань (Южный Центральный Китай). После частных уроков живописи в четырнадцать лет он получил место в Академии Изящных Искусств Хэнань в Кайфэне, где в 1988 году получил степень бакалавра. В годы студенчества он был наиболее увлечен и вдохновлен Жан-Франсуа Милле и Рембрандтом Ван Рейном. Дипломной работой Хуаня стала картина под названием «Красные вишни» (1988) – мать, мирно кормящая своего ребенка рядом с вазой с вишнями.
Он оставался в Университете Хэнань в качестве преподавателя на художественном факультете в течение следующих трех лет, прежде чем переехать в Пекин. В 1993 году он получил степень магистра живописи в китайской Центральной Академии Изящных Искусств в Пекине, которая привлекла его своим вниманием к европейской классической традиции.
После окончания университета он в течение месяца работал в пекинской коммерческой компании, где ему было поручено делать копии работ Дега. Его репродукции были превосходны и приносили много денег работодателям.
Однако он получал небольшую зарплату в 250 юаней, что его сильно удручало. Просьба о повышении зарплаты были проигнорированы, на него попросту накричали. По дороге домой он был так расстроен, что ударил кулаком автобус, который теперь Чжан считает своим первым сознательным актом самоистязания.
Примерно в это же время Чжан почувствовал неуверенность в том, что делать дальше, поскольку он не чувствовал себя столь политически настроенным, как его китайские современники-художники, и надеялся найти альтернативу живописи. Кроме того, он был крайне беден. Он переехал в грязное, захудалое сообщество художников на окраине Пекина, ранее известное как Дашаньчжуан, но переименованное его жителями-художниками в Ист-Виллидж (в честь Нью-Йоркского Ист-Виллиджа, который, по мнению жителей, был связан с их экспериментальной и совместной эстетикой). Решение было найдено - при создании произведений искусства Чжан начал использовать свое собственное тело.
Чжан Хуань впервые получил известность в начале 1990-х годов за свои перформансы, которые были основаны на боли, выносливости. Так, во время перформанса «12 м2», проходившего в Ист-Виллажд, Чжан покрыл свое тело рыбьим жиром и медом, а затем неподвижно сидел в общественном туалете в течение часа, позволяя мухам и насекомым покрывать тело в знак протеста против невыносимых условий жизни.
В 1998 году он переехал в Нью-Йорк после выставки «Inside Out: New Chinese Art». У Чжана появилась возможность показывать перформансы на публике и в музее. В США Хуанем были показаны «Странствие – ветер и вода в Нью-Йорке» (1998), «Моя Америка» (1999).
Чжан вернулся в Китай в 2006 году и занялся скульптурой после обращения в буддизм. Самыми ранними скульптурами были гигантские медные руки и ноги, увеличенные версии фрагментов разбитых буддийских фигур, которые он нашел в Тибете.
Он открыл огромную студию в южном районе Шанхая Минханг, где его команда из более чем 100 ассистентов производит скульптуру и масляную живопись. Среди новых работ художника - картины и скульптуры, выполненные из пепла благовоний, собранных в буддийских храмах, а также огромные бронзовые статуи многоногих Будд. Погруженный в буддийскую философию, Чжан Хуань исследует темы, связанные со связью ума и тела и циклами жизни и смерти.
Чжан с успехом провел ретроспективные выставки, охватывающие все периоды его карьеры в азиатском обществе в Нью-Йорке (2007), в миланском РАС - Padiglione d'Arte Contemporanea (2010). Художник был представлен на Венецианской биеннале в 1999 году и на Биеннале Уитни в 2002 году. Его работы были включены в сольные и групповые выставки, проходившие в престижных выставочных пространствах по всему миру.
Чжан Хуань
«Семейное древо»
2000
Теги
Юэ Миньцзюнь, Цзэн Фаньчжи, Чжан Хуань.