Современные китайские художники
Чжан Сяоган
«Big family girl»
2006
1. ЧЖАН СЯОГАН
Когда Чжан Сяоган начинал работать художником в 1980-х годах (после окончания Академии изящных искусств в городе Чунцин), он сам продавал свои картины, у него не было галерей, представляющих его интересы. Сегодня Чжан Сяоган – один из самых дорогих китайских художников на рынке искусства.
В 2007 году его полотно было продано за 6 миллионов долларов на аукционе Sotheby's, а в апреле 2011 года его триптих «Вечная любовь» (1988) – полуобнаженные фигуры на фоне засушливого пейзажа – был продан за 10.1 млн долларов. Эта сумма стала рекордной для произведения современного китайского художника.
Пройдя через сложный период в 1980-х годах ( получение отказа в преподавательской деятельности, алкоголизм, сложности общения), в 1985 году он присоединился к китайскому движению «Новая волна». Чжан Сяоган придерживался сюрреалистического стиля вплоть до начала 1990-х годов, но после поездки в Европу в 1992 году его стиль сильно изменился.
Искусство Чжан Сяогана затрагивает тему идентичности в китайской культуре коллективизма. Он черпает вдохновение из семейных фотографий периода культурной революции, к которым он добавляет элементы сюрреализма. Картины из серии Bloodline, вдохновленные снимками членов семьи художника – это преимущественно монохромные, стилизованные портреты китайцев, часто с большими, темными зрачками, напоминающие семейные портреты 1950-1960-х годов. Его персонажи кажутся нестареющими и вневременными. Анатомические искажения фигур подчеркивают психологическую глубину портретируемого. Каждый портрет имеет ряд общих черт, затрагивающих важность наследия и происхождения.
2. АЙ ВЭЙВЭЙ
Сын выдающегося китайского поэта, на долгие годы отправленного в ссылку, уже давно получил диссидентскую репутацию. Он занимается критикой китайских властей не только на языке искусства, но через СМИ и интернет.
В 2011 году, после возвращения в Пекин, Ай Вэйвэй был включен в список 100 самых влиятельных людей мира по версии журнала Time.
Один из пионеров китайского современного искусства, Ай в 1980 году входил в число основателей арт-группы «Звезды» - группу оппозиционно настроенных к властям КНР художников.
Время с 1981 по 1993 года Ай Вэйвэй был вынужден провести вне страны. Он жил в Соединенных Штатах. За это время он окончил Школу дизайна Парсонса, сосредоточился на перформансе и концептуальном искусстве. В 1990-х годах художник вернуться на родину ввиду болезни отца. В 2011 году Ай Вэйвэй был почти на три месяца заключен в пекинскую тюрьму за некие «экономические преступления», но после волны бунта, поднятого арт-общественностью, его выпустили. Для Венецианское биеннале он создал проект «S. A. C. R. E. D.» - документальное свидетельствование его пребывания в тюрьме. Ай Вэйвэем были созданы 6 диорам, изображающих художника в тюремной камере.
В стране, где свобода слова не признается правом, полиция позволяет себе избиение художника, заключение его под домашний арест, снесение недавно построенной студии художника, подвержение его слежке. Ай Вэйвэй рассматривается китайскими властями как угроза «гармоничному обществу».
В своем отказе радовать глаз он противоположен Джеффу Кунсу, не менее знаменитому современнику. В своей визуальной строгости произведения он тесно связаны с работами других активистов, среди которых Дэвид Хэммонс, Роберт Гобер и Дорис Сальседо, чьи масштабные проекты привлекают внимание к серьезным социальным проблемам, наводя мост между визуальным и социальным.
Ай Вэйвэй
«Dropping a Han Dynasty Urn»
1995
3. СЮЙ БИН
Сюй Бин - китайский художник, вице-президент Центральной Академии Изящных Искусств. Сюй Бин принадлежит к поколению художников, включая Ай Вэйвэя и Гу Венду, переживших культурную революцию во время своей юности и передавших этот опыт через свое искусство.
Сюй Бин родился в 1955 году в Чунцине, в новообразованной Коммунистической Китайской Народной Республике. Третий из пяти детей, он провел свои детские годы в Пекине, куда переехали его родители с целью работы в Пекинском университете, когда мальчику было два года. Он вырос в высокоинтеллектуальной среде в семье отца - заведующего кафедрой истории и матери - научного сотрудника в библиотеке Пекинского университета.
Мать подарила ему любовь к чтению, а отец научил традиционной каллиграфии и схоластическому канону долгой истории Китая. Сюй Бин начал свою учебу в 1977 году на кафедре гравюры в знаменитой Центральной Академии Изящных Искусств.
Коллективно, хотя и весьма разнообразно в своей индивидуальной практике, каждый художник иллюстрирует мощное воздействие социально-политического переворота, который трансформировал почти все аспекты китайской культуры.
После получения степени бакалавра в 1981 году и диплома МИД в 1987 году он приступил к производству одной из своих самых известных работ, «Книги с неба» (1987-1991), получившей международное признание. Сюй Бин создал текст, состоящий из 4000 символов. С одной стороны он соответствует основам китайской пиктографической композиции, но с другой - не существуют в китайском языке. Эта работа отсылает зрителя к резкому переходу Китая от традиционных символов к упрощенным, начавшемся в 1940-х годах.
Из-за политического давления и художественных ограничений периода после событий на площади Тяньаньмэнь в Пекине Сюй Бин, как и многие его современники, переехал в Соединенные Штаты в 1990 году, куда он был приглашен университетом Висконсин–Мэдисон. Он жил в Соединенных Штатах до своего назначения вице-президентом Пекинского CAFA, произошедшего в 2008 году.
Для Сюя Бина нет истинной границы между языком и искусством, между написанным словом и нарисованным образом, между прошлым и настоящим.
Сюй Бин
«Книга с неба»
1987-1991
4. ЦАЙ ГОЦЯН
Цай Гоцян родился в 1957 году в городе Цюаньчжоу китайской провинции Фуцзянь. Его отец, Цай Жуйцинь – каллиграф и художник, работал в книжном магазине, был коллекционером старинных книг и рукописей.
Именно отец научил Цая каллиграфии, влюбил в живопись. Отец воспитывал Цая в религиозной среде, где сочетались вместе буддийские, даосские и конфуцианские учения.
В 1966 году, когда Цаю исполнилось 9 лет, началась Культурная революция Мао Цзэдуна. В это время в Цюаньчжоу взрывы были довольно частыми: от пушечных выстрелов, от артиллерийских батарей, стреляющих в воздух до фейерверков на праздничных мероприятиях. Это привело Цая к первым опытам со взрывчатыми веществами. В частности, в детстве ему стал сниться странный повторяющийся сон о фейерверке на пустой площади Тяньаньмэнь, где он был единственным зрителем. Этот образ и зрелище оказали огромное влияние на позднейшее творчество молодого художника.
В двадцать с небольшим лет он начал проявлять интерес к кинематографу и театру. Он снялся в фильме о боевых искусствах под названием «Настоящее Кунг-Фу Шаолиня» (1980) и поступил в Шанхайский театральный институт в 1981 году. После окончания учебы в 1985 году он начал экспериментировать с порохом и масляными красками на холсте, сочетая театральность с любовью к медиуму.
В 1986 году, Цай Гоцян уехал жить в Японию, где продолжил эксперименты с порохом. В 1995 году он переехал в Нью-Йорк по программе обмена художниками, гранту Азиатского культурного совета на резидентуру в программе P. S. 1 Studio на Лонг-Айленде. Художник по-прежнему работает в Нью-Йорке с командой, состоящей из 10 помощников.
Цай Гоцян
«Вперед»
инсталляция
Теги
современное искусство, Китайское искусство, Ай Вэйвэй, Цай Гоцан, Сюй Бин, Чжан Сяоган.