Творчество Аксели Галлен-Каллела. Золотой век финской живописи
Художник во время работы над фреской в Национальном музее Финляндии
1928
Аксели Галлен-Каллела с помощниками за работой над фреской «Весна» в мавзолее Юзелиуса
Пори, Финляндия
1902
Аксели Галлен-Каллела и Максим Горький в студии Galléns Pirtti
Хельсинки
1905
Аксели Галлен-Каллела
(Пори, 1865-Стокгольм, 1931)
Аксели Галлен-Каллела – выдающийся художник, сформировавший и развивший финский национальный стиль в живописи. Творец-универсал, он оставил после себя не только живописные произведения, но и графику, а также предметы прикладного искусства. Он стал известен широкой публике как иллюстратор двух ключевых произведений финской литературы – «Калевала» (1920-е) и «Семеро братьев» (1908).
Галлен-Каллела учился в школе рисования Финского художественного общества в 1878, 1882-1884 годах у С.А.Кейнянена и А. фон Беккера. В Париже он учился дважды: в 1884-1886 и 1887-1889 годах в академия Жюльена и Кормона. Здесь он подружился с финским художником Альбертом Эдельфельтом, норвежским художником Карлом Дернбергером и шведским писателем Августом Стриндбергом.
В творчестве Галлен-Каллела отражается идейное и художественное развитие его времени. Так, в «Старухе и кошке» (1885) художник следует натурализму Стриндберга, согласно которому правда ценнее, чем красота. После возвращения из Франции, он пишет холсты, главными персонажами которых становятся простые жители: «Нищий мальчик» (1887), «Женщина, жарящая ряпушку» (1886). Реализм Аксели Галлен-Каллела был «некрасивой красотой», не похожий на идеалистически окрашенный реализм другого финского художника Альберта Эдельфельта. Геллен-Каллела обладал сильно развитым чувством национального самосознания, которое углубляло его реалистическое изображение народных типов и народных мотивов. Большинство своих реалистических изображений народной жизни он написал «на месте», в подлинно народной среде.
Он начал реалистическим пленэрным живописцем, несколько лет жил в международном мире богемы Парижа, пламенно увлекался национальной романтикой. Произведения этого времени по стилистике схожи с импрессионизмом. Галлен практиковался в бытовых и уличных зарисовках, писал сценки, подмеченные им на улицах и в кафе. Он также изображал различные сцены в интерьерах. Одна из таких работ - «Обнаженная» («Без маски») (1888).
В 1890-х годах он стал художником радикальных убеждений и вскоре прославился как национальный мастер монументальной живописи. Итог «монументального периода» - работа над фресками в мавзолее Сигрида Юселиуса в Пори (1901-1903), темой которых стала победа смерти над материей.
Сумбурная картина духовных поисков символизма выразилась в «Симпозиуме» (1894), произведении, позднее раскритикованным И.Репиным и М.Горьким.
В марте 1895 года живописец получил телеграмму о том, что его дочь Импи Марьятта умерла от дифтерии. Это стало поворотным моментом в его работе. Если раньше работы Аксели были романтическими, то после смерти дочери Галлен-Каллела стал создавать более агрессивные произведения, такие как «Защита Сампо» (1896), «Месть Йоукахайнена» (1897), «Проклятие Куллерво» (1899) и «Мать Лемминкяйнена» (1897).
В 1900-х годах, художник стремился к обновлению и начал писать в духе экспрессионизма.
В начале 1890-х он совершал поездки, в том числе и в Карелию, чтобы найти и изобразить еще существующие там остатки старой калевальской культуры. Свои первые произведения на темы Калевалы Галлен-Каллела написал в реалистической манере («Айно», 1891), но вскоре ему стало ясно, что атмосферу национального эпоса нельзя было передать обычными реалистическими средствами выражения.
Синтетические и символические стремления 1890-х годов помогли ему найти нужную форму для мотивов Калевалы, и таким образом он создал свои известные, сильно стилизованные произведения, в которых вся героическая и эпическая атмосфера Калевалы освещена достойным образом. Потребность создать единое декоративное и монументально целое определяет стиль его картин, выполненных сильным контуром с ясными четкими поверхностями, который напоминает линейный орнамент.
В мае 1909 года он вместе с женой и двумя детьми отправился из Марселя в британскую Восточную Африку (современная Кения), где им предстояло провести следующие 16 месяцев. Во время своего пребывания Галлен жил в лагерях, ездил на сафари, участвовал в охотничьих походах и собирал этнографические артефакты. Он присоединился к экспедиции на гору Кения и установил контакт с жителями этого региона. Он привез из этой поездки впечатляющий объем работ.
В 1918 году Галлен-Каллела и его сын Йорма приняли участие в боевых действиях на фронте финской гражданской войны. Когда регент, генерал Маннергейм, позже узнал об этом, он пригласил Галлен-Каллелу разработать флаги, знаки отличия и униформу для новой независимой Финляндии.
В декабре 1923 года художник предпринял поездку в Соединенные Штаты, а осенью 1924 года за ним последовали жена и дочь. Они долгое время провели в Таосе (штат Нью-Мексико), где Галлен-Каллела изучал искусство индейцев.
Аксели Галлен-Каллела - один из представителей своего времени в области европейского «нового искусства» (стиль Югенд), осуществляющий в своем творчестве провозглашаемый этим направлением принцип синтеза всех видов искусства.
После того, как он в 1900 году написал фрески на мотивы Калевалы для павильона Финляндии на Парижской выставке, он стал основоположником современной финской монументальной живописи. Его работы в области декоративного искусства – художественное проектирование текстиля, мебели, чеканки металлов, витражей – давали направление последующему развитию национального искусства. Гравюры на дереве послужили началом современной финской художественной графики.
Комната в финском павильоне на Всемирной выставке в Париже
Дизайн и предметы мебели были выполнены по эскизам Аксели Галлен-Каллелы на фабрике «Ирис»
Музей Галлен-Каллела, Эспоо
Фотография 1900 года
Кресло для интерьера фабрики «Ирис» на Всемирной выставке в Париже
Фабрика «Ирис», по дизайну Аксели Галлен-Каллелы
1900
Биография в датах
1865 - Аксель Вальдемар Галлен родился в Пори, на западном побережье Великого Княжества Финляндского. В то время эта страна входила в состав Российской Империи.
1876 - Галлен поступил в шведскую языковую гимназию в Хельсинки, столице Великого Княжества. Он берет вечерние уроки рисования.
1881 - В возрасте 16 лет бросил школу и посвятил себя искусству.
1884 - Осенью он уехал из Финляндии в Париж.
1890 – Заключил брак с Марией Хелене Слер. У супругов было трое детей: Импи Марьятта, Кирсти и Йорма. Медовый месяц пара провела в Карелии.
1892 – Путешествие по Северной Финляндии. Художник писал пейзажи и сцены повседневной жизни.
1893 - Галлен поддерживал дело молодых финнов - движение, направленное на укрепление культурной самобытности Финляндии.
1895 - Жил в Берлине, где был хорошо известен в авангардистских кругах. Внезапная смерть дочери возвращает его в Финляндию. Летом он переезжает в Руовеси.
1897-1898 - Совершает поездки в Венецию, Санкт-Петербург, Варшаву и Вену. Путешествовал по Италии, где учился технике фрески. В 1898 году принял участие в выставке финно-русского искусства, организованной Сергеем Дягилевым в особняке Штиглица в Санкт-Петербурге.
1900 - Всемирная выставка 1900 года в Париже: он украсил финский павильон, спроектированный Элиэлем Саариненом, Армасом Линдгреном и Германом Гезеллиусом. Небывалый успех.
1902 - По приглашению Кандинского он принял участие в выставке «Фаланга IV» в Мюнхене. Показывается на выставке Венского сецессиона и на международной выставке в Дрездене.
1904 - Путешествие в Вену и Испанию через Милан и Монте-Карло. Провел лето на берегу озера Кейтеле, Конгинкангас, в Центральной Финляндии
1907 - Официально меняет свою фамилию с Галлен на Галлен-Каллела. Первая поездка в Венгрию. В Берлине он встретился с Эдвардом Мунком и писателем Адольфом Паулем. Эрнст Геккель пригласил Галлен-Каллела стать членом группы «Die Brücke»; он будет дважды выставляться вместе с художниками из этой группы. Переехал в Эспоо, недалеко от Хельсинки.
1909-1910 - Поездка в экваториальную Африку.
1914 - Персональная выставка на Венецианской биеннале. Перестроил выставочные залы вместе с Эли Саариненом.
1915 - Принял участие в «Панамской Тихоокеанской выставке» в Сан-Франциско, демонстрируя свои африканские пейзажи. Во время Первой мировой войны его семья была вынуждена покинуть Тарваспа и вернуться в Каллелу.
1917 - Финляндия обретает независимость. Галлен-Каллела принял участие в последовавшей Гражданской войне в рядах «белых», возглавляемых генералом Карлом Густавом Маннергеймом.
1923-1926 - Поездка в Соединенные Штаты.
1928 - Украсил купол внутри Национального музея в Хельсинки.
1931 - Галлен-Каллела умер от пневмонии в Стокгольме.
Аксели Галлен-Каллела
«Пейзаж»
Музей Галлен-Каллела
1881
Аксели Галлен-Каллела
«Старая женщина с кошкой»
Художественный музей, Финляндия
1885
Аксели Галлен-Каллела
«После бала в опере»
Частная коллекция
1888
Аксели Галлен-Каллела
«Легенда об Айно»
Финская национальная галерея
1891
Аксели Галлен-Каллела
«Симпозиум»
Частное собрание
1894
Аксели Галлен-Каллела
«Защита Сампо»
Художественный музей, Турку
1896
Аксели Галлен-Каллела
«Братоубийство»
Финская национальная галерея
1897
Аксели Галлен-Каллела
«Закат»
1899
Аксели Галлен-Каллела
«Шторм»
1902
Аксели Галлен-Каллела
«На реке Туонелла»
Национальная галерея, Хельсинки
1903
Аксели Галлен-Каллела
"Тропическая пальма на реке Тана"
Музей Галлен-Каллела
1909-1910
Аксели Галлен-Каллела
«Портрет Филлис Шострем»
1914
Аксели Галлен-Каллела
«Любовники»
1917
Теги
Финское искусство, Галлен-Каллела.