Понятие «авангард» использовали французские военные для обозначения отряда, идущего впереди, находящегося на острие атаки. Изначально оно не имело отношения к искусству, но очень точно описывало настроение прогрессивных деятелей начала ХХ века. Позднее термин прочно закрепился в истории искусств, как художественное течение 1907 – 1914 годов, объединяющее в себе новые направления:
Художники, выступающие с новыми идеями, творческими техниками, передовым пониманием живописи, считаются авангардистами. Их работы отличаются друг от друга, в них нет общих черт и философии. Единственное, что объединяет их – это многогранное новаторство, использование нестандартных методов рисования, желание шокировать публику своим видением мира.
Живопись авангардистов, рожденная в переломный момент истории, несет в себе отпечаток излома: критического взгляда на традиции, сомнения в правильности решений, принимаемых большинством. Именно поэтому авангардисты отказываются от традиционных приемов академической живописи. Они трактуют самого художника в процессе создания работы не творцом, а объектом искусства. Важным выступает не конечный результат – картина, а процесс ее создания.
Авангард не приемлет общих черт. Стиль можно охарактеризовать принципами, которые использовали мастера:
Авангардисты остро реагировали на предвестники и события Первой мировой войны, черпая вдохновение в радикальных настроениях обывателей.
Рассматривая картины в стиле авангард, нельзя пользоваться буквальным восприятием. Их отличает внутренний протест художника, использование красок в качестве инструмента, отражающего реакцию на окружающую действительность. Авангардные произведения искусства могут показаться бессмысленными и поверхностными, если не проникнуть в их философскую сущность. К примеру, клякса, поставленная на холсте Франсисом Пикабиа, была преподнесена как «Святая дева». Зрителю необходимо было самостоятельно рассмотреть в непонятном пятне высокую духовность. Известный «Черный квадрат», представленный на выставке Казимиром Малевичем, шокировал простотой и наглостью автора. Однако, работа наполнена глубоким смыслом, скрытым за несовершенством геометрии и цвета.
Современные мастера авангардной живописи черпают вдохновение в различных темах:
Оценить и понять мгновенно картину невозможно. Ее необходимо рассматривать под разным углом, при дневном, искусственном освещении, в кругу друзей и оппонентов. Каждый раз она будет представляться в новом свете. Купить картину в стиле авангардизм можно по указанной в каталоге стоимости. Смелые в своей простоте и трогательные в проявлении глубокой сути авангардные работы не только украшают интерьер, они становятся его неотъемлемой частью и предметом долгих творческих дискуссий.