Картины Густава Климта. Жизнь и творчество
Климт никогда не интересовался собой, как материалом для картин, поэтому он не оставил ни одного автопортрета. Густав Климт был и остается загадочной фигурой – он редко раскрывал свой внутренний мир, о нем вспоминают как о человеке капризном и молчаливом.
Мы можем восхищаться поразительным натурализмом его ранних работ, но свои самые великие творения он создал в поздние годы, после долгого и продуманного творческого развития. Яркие, эротичные, эти беспрецедентные картины Густава Климта сегодня известны всему миру.
Густав Климт родился в Баумгартене, недалеко от Вены 14 июля 1862 года. Он был вторым из семи детей - трех мальчиков и четырех девочек. Все три брата (Густав, Эрнст и Георг) рано проявили художественный талант.
Климт не оставил после себя никаких дневников или записок, которые проливали бы свет на его частную жизнь. Поэтому сведения о его жизни до 1876 года весьма туманны. В период с 1862 по 1884 год семья часто переезжала, проживая не менее чем по пяти разным адресам, находясь всегда в поисках более дешевого жилья. Помимо финансовых трудностей, семья пережила много трагедий. В 1874 году младшая сестра Климта, Анна, умерла в возрасте пяти лет после продолжительной болезни. Вскоре после этого его сестра Клара пережила психическое расстройство, поддавшись религиозному пылу.
Его отец, Эрнст, был начинающим гравером по золоту, эмигрировавшим в Вену из Богемии, а мать, Анна, обладала музыкальным талантом, хотя так и не осуществила свою мечту стать профессиональным музыкантом. Возможно, генетически предрасположенный к искусству, Климт проявил заметный талант с раннего возраста, и в 14 лет оставил свою обычную школу, чтобы поступить в венское художественно-ремесленное училище на полную стипендию, что немаловажно, учитывая его молодость и относительную бедность, в которой он вырос. Это недавно основанное учебное заведение предлагало больший выбор предметов, чем в светской Академии Художеств. Братья Климт (Эрнст поступил туда же чуть позже) изучали технику мозаик и фресок, историю дизайна. Искусство декоративной живописи они изучали на занятиях профессора Фердинанда Лауфберга, а после его смерти – у Бергера. Вплоть до 1883 года он специализировался на архитектурной живописи.
Обучение молодого художника также включало в себя тщательное изучение работ Тициана и Питера Пауля Рубенса. Климт имел доступ к богатому собранию живописи венского Музея изящных искусств. Особое внимание Климт уделял живописи испанца Диего Веласкеса, к которому он имел такое уважение, что живописец утверждал: «Есть только два художника: Веласкес и я».
Получая образование, Климт получил консервативную классическую подготовку, которую он с готовностью принял. Его ранним стремлением как художника было стать учителем рисования.
В конце 1970-х у Густава, Эрнста и их приятеля по училищу Франца Матча возникает желание создать художественную артель, чтобы не только совершенствовать свое мастерство, но и заработать денег. В это же время Климт получил заказ на серию картин для издательства от Мартина Герлиха под общим названием «Аллегории и символы». Привычный глазу неоклассический рисунок значительно отличается от его поздних картин.
Благодаря поддержке преподавателей, клиентура быстро расширилась. Уже в 1880 году художники оформляют интерьер венского дворца Sturany и расписывают полоток главного корпуса лечебницы в Карловых Варах.
В 1882 году Климт налаживает сотрудничество с архитекторами, которые специализировались на проектировании театров: Фельмером и Гельмером. К этому времени артель становится самой известной в Вене. Количество заказов растет, братья принимают решение оставить учебу.
Густав Климт
«Идиллия»
Холст, масло
49 х 73 см
1884
Поначалу мастерская получала заказы от провинциальных городов Австро-Венгрии, но скоро юными мастерами заинтересовалась и столица. Вена в те времена активно перестраивалась, стараясь стать вполне имперским городом. В центре столицы на расчищенных площадях разбили величественный бульвар Рингштрассе, вдоль которого возвели помпезные здания, в том числе и новое здание национального театра – Бургтеатра. В 1886 году Климтов и Матча привлекли к его оформлению. Через два года результатом были сцены из истории театра на тимпане фронтона и плафонах главных лестниц, показывающие увлечением Климта классицизмом. Оформление городского театра принесло студии приз лично от австрийского императора.
Густав Климт
Театр в Таормине
Масло, штукатурка
750 х 400 см
Бургтеатр, Вена
1886-1888
Вскоре после этого Климт получает следующий заказ на театральную тему: его попросили написать публику во время представления в старом городском театре. В результате появился наглядный слепок венского общества конца 80-х годов XIX века. Небольшое полотно «Зал старого дворцового театра в Вене» (82 х 92 см) была выполнена матовыми красками, смешанными с водой, медом и камедью. Полагают, что художник сделал не менее 1,5 тысяч эскизов, прежде чем закончил картину. Каждый светский житель Вены мечтал поспать в число счастливцев, изображенных на картине.
В 1891 году брат Густава Эрнст женился на женщине по имени Элен Флёге, и в том же году он впервые написал портрет сестры Элен Эмилии. Эта первая встреча положила начало дружбой на всю жизнь.
Получив приличные деньги за выполнение заказов, в 1892 году Климты и Матч расширили мастерскую с целью преумножить общий успех. Но в конце этого года Эрнст Климт неожиданно скончался. К этому времени на плечах Густава Климта лежала забота о вдове-матери, а теперь легла еще забота о 28-летней вдове Эрнста, Елене Флёге, и его дочери.
С 1890-х годов в Вене отмечается расцвет авангардистского движения, лидером которого выступил писатель Артур Шницлер. В литературе, а позже в живописи началось движение в противоположную от натурализма сторону. Интеллектуалы начали приводить доводы в пользу суггестивного, символического искусства, которое может точно выразить глубины человеческой души. Климт влился в ряды авангардистов, на этом фоне его живопись стала видоизменяться.
В 1897 году 40 художников ушли из чопорной Академии художеств и основали собственную организацию – венский Сецессион. Вместе с Климтом в группу входили Йозеф Гофман, Коломан Мозер и Йозеф Мария Ольбрих. Вошедшие в нее художники преследовали несколько целей:
- организация выставок для молодых художников, пишущих в необычном стиле,
- привлечение лучших работ зарубежных художников в Вену,
- популяризация работ членов группы путем издания журнала «Весна Священная» («Ver Sacrum»), получившего свое название от римской традиции, когда молодое поколение городских граждан было послано самостоятельно основывать новое поселение.
В 1894 году Матч и Климт получили заказ на роспись Большого зала Венского университета. Работа осложнилась из-за разногласий, возникших между бывшими друзьями. В конце концов каждый взялся за отдельные картины, а вскоре Матч покинул мастерскую. Споры двух живописцев были вызваны их художественными расхождениями: Матч оставался верен традиционной живописи, в то время как Климт напряженно искал новые пути.
Созданные росписи - «Философия», «Юриспруденция», «Медицина» вызвали споры. Любопытно, что творчество художника в Париже было принято тепло – он получил золотую медаль на Всемирной выставке. Однако, более восьмидесяти профессоров университета обратились в Министерство образования с письмом с обвинениями, требуя отозвать у Климта заказ. В нем говорилось о том, что художник «выражает неясные идеи с помощью неопределенных форм». Раздраженный художник вернул аванс, а работы оставил у себя. После они были проданы в частные руки. Все три картины были уничтожены, когда отступающие немецкие войска сожгли замок Иммендорф в мае 1945 года.
После скандала художник больше не имел связи с государством: художественная свобода оказалась дороже. От монументальных полотен он перешел к созданию небольших по формату аллегорических картин для частных собраний, часто создавал портреты, например, «портрет Эмилии Флёге» (1902). Художник обратился к технике «плоскостной» орнаментальной картины.
Климт запрашивал за свою работу большие деньги, поэтому часто его моделями были обеспеченные дамы, которым был приятен его чарующий стиль. Часто это были портреты в полный рост, во всей красе демонстрировавшие роскошный наряд.
Густав Климт
«Потрет Эмилии Флёге»
Холст, масло
178 х 80 см
Исторический музей, Вена
1902
Он получил заказ от богатого бельгийского промышленника Адольфа Стокле на оформление дома в Брюсселе, одного из самых грандиозных памятников эпохи модерна. «Фриз Стокле» по утверждению художника стал для него «поворотным пунктом» в его орнаментальной живописи. На этой мозаики изображены гибкие зеленые ветви, фигура молодой женщины, слившиеся в тесном объятии влюбленные.
Жанр пейзажа начал привлекать внимание художника в 1890-х. Он ежегодно проводил летние каникулы с семьей Флёге на берегу Аттерзе, создал там множество пейзажей. Эти полотна составляют единственный жанр, кроме фигурной живописи, который серьезно интересовал Климта. Почти четверть работ покрыты сложным, близким к орнаментальному, рисунком. Часто пейзажи выполнены в формате, необычном для этого жанра – квадрате.
Густав Климт
«Мальчезине на озере Гарда»
Холст, масло
110х 110 см
Уничтожена в 1945 году
1913
«Даная» (Частное собрание, 1907-1908) - самая популярная из мифологических картин Климта. Даная – дочь аргосского царя Акрисия, жившая по воле отца в заточении. Мифологический сюжет стал лишь отправной точкой для полета фантазии: все детали, имеющие отношение к сюжету, удалены из картины.
Густав Климт
«Даная»
Холст, масло
Галерея Würthle, Вена
1907-1908
Один из самых выразительных образов в истории живописи ХХ века, «Поцелуй» был приобретен правительством Австро-Венгрии. Ослепительно яркая и эмоциональная картина приобрела огромную известность сразу после своего появления. Отсутствие глубины пространства, игнорирование горизонта помогают Климту вывести интимную сцену за пределы реальности.
Густав Климт
«Поцелуй»
Холст, масло
180 х 180 см
Галерея Бельведер, Вена
1907-1908
Работая и отдыхая дома, Климт обычно носил сандалии и длинный халат без нижнего белья. Его простая жизнь была несколько замкнутой, он был предан своему искусству, семье. Он избегал общества, посиделок в кафе, редко общался с другими художниками. Слава Климта обычно приводила к нему покровителей, и он мог позволить себе быть очень избирательным. Его живописный метод был очень продуманным и кропотливым, требовал длительных сеансов.
Золотая фаза Густава Климта была его самой успешной в критическом и финансовом плане. Работа Климта с золотым листом показывает влияние византийского искусства и мозаик Венеции и Равенны, мест путешествий художника в то время. В десятилетие между 1898 и 1908 годами личный стиль Климта достиг своего полного созревания. За эти годы он создал несколько своих самых известных работ, которые в совокупности сейчас составляют его «золотую фазу», так называемую в значительной степени благодаря широкому использованию Климтом сусального золота. Среди этих картин – «Поле маков» (1907), «Поцелуй» (1907-08), а также портреты Афины Паллады (1898), Юдифи I (1901) и Адель Блох-Бауэр I (1903-07).
К 1910 году Климт уже отошел от своего золотого стиля. Одна из последних его картин в этом стиле – «Смерть и жизнь» (1908-1915). В 1911 году картина была показана на международной выставке в Риме, где заняла первое место. Однако художник остался недоволен работой, и в 1912 году он изменил фон с золотого на голубой.
Густав Климт
«Жизнь и смерть»
Холст, масло
180х200 см
Музей Леопольда, Вена
1908-1915
11 января 1918 года Климт перенес инсульт, парализовавший художника на правый бок. Прикованный к постели, он не имел возможности писать, ввиду чего впал в отчаяние и заболел пневмонией. 6 февраля он умер, став одной из самых известных жертв пандемии гриппа того года. Климт был одним из четырех великих венских художников, скончавшихся в тот год. Помимо него смерть настигла Отто Вагнера, Коломана Мозера и Эгона Шиле.
Климт создал очень личный стиль, и смысл многих его работ не может быть полностью расшифрован без знания его собственных личных отношений с изображенными и, вероятно, никогда не будет полностью понят из-за осторожной осмотрительности Климта в его личной жизни
Работа Климта оказала сильное влияние на картины Эгона Шиле, с которым он будет сотрудничать, чтобы основать Кунстхалле (зал искусств) в 1917 году, с целью попытаться удержать местных художников от поездки за границу. Так, «Кардинал и монахиня» (1912), несомненно, основано на «Поцелуе» Климта. Помимо Шиле среди художников, переосмысливших творчество Климта, - словацкий художник Рудольф Фила.
Эгон Шиле
«Кардинал и монахиня»
70 х 80.5 см
Музей Леопольда, Вена
1912
Теги
климт, Поцелуй, Европейская живопись XIX века.