Модерн и символизм в искусстве и культуре Западной Европы 19 века
Течения, о которых сейчас пойдет речь, существовали в разных вариантах, но, в общем, были более однородны, чем реалистическое искусство.
У современников они именовались как декаденсткие течения. Мифы, легенды, сказки разных народов смешивались с реальностью. При этом имели преобладания лирические настроения: тут было больше угнетения, чем стремления добыть новых перспектив, — в этом смысле термин "декаданс" полностью оправдан. Декадентские настроения оказались достаточно внушительными, что на их основе сложился художественный стиль, быстро завоевавший сердца публики, - стиль модерн.
Гюстав Моро – "Вирсавия", 1883 г., 59,2 x 41,5 см
У модерна есть все основания называться стилем, а не просто художественным направлением, так как он, во-первых, захватил все виды искусств, включая архитектуру; во-вторых, обладал обширностью выразительных средств, чего не было в романтизме. Язык Делакруа, Блейка и Фридриха определенно отличен. Модерн, конечно, не был великим стилем, но на каком-то этапе отвечал времени. Его образное строение было связано с символизмом.
Гюстав Моро – "Сапфо", 1871-1872
Символизм и модерн не являются синонимами. Эти понятия надо отличать. Стилистика модерна, с ее принципами орнамента и изыска могла и не нести символического содержания. Гюстав Моро был символистом, но не художником модерна; в творчестве Тулуз-Лотрека "язык" модерна весьма ощутим, однако с символизмом у Лотрека нет ничего общего.
Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа - "Джейн Авриль, выходящая из "Мулен-Руж", 1892, 84,3 х 63,4 см
Связь символизма и модерна четко прослеживается в немецком искусстве. Здесь работал Арнольд Бёклин. Он родился в 1827 году, но только в 70-е годы его работы получили признание. Сначала Бёклин и вовсе не был символистом. Ему нравилось изображать на итальянских пейзажах борющихся кентавров. Этих мифологических созданий Бёклин писал в натуральном жанре. Они у него такие же реальные, как и места, где они обитают.
Арнольд Бёклин - "Автопортрет", 1873 г
Со временем Бёклин усиливает символический подтекст, разнообразность настроений. Одна из самых знаменитых его картин - "Остров мертвых". Художник сотворил пять вариантов этой композиции, изображающей таинственный остров: к небу поднимаются темные силуэты кипарисов,вокруг скалы и руины, к берегу плывет с изображенной на ней белой фигурой.
Арнольд Бёклин - "Остров мертвых", первый вариант
Арнольд Бёклин - "Остров мертвых", картина для Фрица Гурлита
Картины еще одного, ненадолго окруженного славой художника - Франца фон Штука, производили сильное впечатление на общество. Он являлся одним из организаторов общества "Сецессион", возникшего в Мюнхене. Эти объеденения были определенными хранилищами германского модерна. Во Франции модерн получал первоначальные сигналы от произведений Гогена. В Англии этот стиль складывался на основе искусства прерафаэлитов, а также Блейка. Общеевропейский резонанс имело искусство Джеймса Энсора. В Бельгии работали создатели архитектуры стиля модерн - Виктор Орта и Хенри Ван де Велде.
Франц фон Штук - "Сизиф", 1920
Каковы же общие черты стилистики модерна? Они лучше всего просматриваются в декоре, поскольку в модерне присутствует стремление романтически облагораживать повседневность, эстетически преобразовывать ее. Господствует вкус к необычайной изысканности: изогнутые, кривые фор-
мы, частая и вместе с тем ассиметричная узорность, нарушение пропорционального строя, вертикальный спиралевидный орнамент, ажур. Архитекторы модерна, используя возможные строительные техники, отказывались от традиционной планировки зданий. Они придавали им свободную, примитивную конфигурацию, а особенно выдавали в области декора. В декоре привозносились волнистые, извилистые линии. На этой основе можно было изобретать самые неожиданные формы.
Франц фон Штук - "Страж Рая"
Импрессионисты, пытаясь передать визуальное впечатление натуры, никогда не прибегали к линейному контуру. Искусство модерна превращает формы в орнамент, расположенный на плоскости. Создатели модерна проявили большую изобретательность в декоративной разработке природных очертаний.
Теги
символизм, Модерн, Гюстав Моро, Тулуз-Лотрек-Монфа, Арнольд Бёклин, Франц фон Штук, Страж Рая, Импрессионисты, Вирсавия, Западная Европа.