20 февраля 2018
Must see: Новая Третьяковка
От классического русского авангарда 10-х годов до хрущевской оттепели; от соцреализма, знакомого по репродукциям из школьных учебников, до уникальных стилей советских нонконформистов: эта многоцветная палитра течений отечественного искусства ХХ века представлена в залах Новой Третьяковской галереи - в одном из филиалов Третьяковки, расположенном на Крымском валу. В музее, открытом с 1998 года, была собрана самая первая и самой полная постоянная экспозиция, вмещающая в себя работы русских художников новейшего времени.
Однако перечисление направлений и жанров человеку неискушенному, но стремящемуся к прекрасному, мало о чем говорит. На более конкретный вопрос: «Ну, и что ж за картины есть в вашей Третьяковке?» ответ дается стандартный: «Черный квадрат», «Купание красного коня» - в общем, чем богаты. Некоторые так и говорят: обязательная программа - Малевич -Петров-Водкин - Шагал. Есть, конечно, и те, кто, поправив очки, назовут вдобавок Решетникова, Пименова, что-нибудь еще из зала соцреализма.
Все же, цель посещения любой картинной галереи - не фотография рядом с известным полотном «на память» и не выцарапанное на стене «здесь был Вася». В первую очередь, это поиск той картины, возле которого замирает сердце - именно твое, а не общественности. Такие работы безусловно есть в Новой Третьяковке - работы, на которых задерживается взгляд.
«Деревня Сёрдла. Коми АССР» 1969 г.
Федор Стожаров
Картина «Деревня Сёрдла. Коми АССР» была написана В. Ф. Стожаровым в 1969 году. Тогда, в компании еще нескольких художников, живописец совершил путешествие на Русский север, откуда привез множество впечатлений и этюдов. С них и было написано это полотно, уже в родной Москве. Сама деревня Сёрдла, над которой несутся сиреневые тучи на картине, находится на левом берегу реки Вашки, в западной части Республики Коми. Однако то чувство родного, тоскливого, которым пронизан весь пейзаж, знакомо, наверно, каждому русскому.
«Рыбак. Майорка» 1915 г.
Александр Яковлев
Яковлев А.Е. - живописец, график, иллюстратор, путешественник. В одной из поездок 1914-1915 годов художник посетил Италию, Испанию и Майорку, откуда и привез картину «Рыбак. Майорка». Работам Яковлева присуща некоторая «гладкость», плавная округлость форм, цвета. Здесь именно эта необычная черта придает особенный колорит произведению.
«Художник» 1961 г.
Гелий Коржев
Г. М. Коржев является ярким представителем «сурового стиля», который появился в советской реалистичной живописи на рубеже 50-60-х годов. Его работа «Художник», написанная в 1960-1961 годах, относится к тем картинам, энергетику которых можно почувствовать лишь вживую, разбирая каждый отчаянный мазок, каждую деталь.
«Портрет художников П.Д. и А.Д. Кориных» 1930 г.
Михаил Нестеров
Одному из своих друзей живописец М.В. Нестеров писал: «Пока они существуют, я не устану ими любоваться – любоваться моральными, душевными их свойствами... Оба брата дают много и давно мне радости». Так тепло отзывался художник о юных братьях Кориных - Павле и Александре, известном портретисте и выдающемся реставраторе-художнике впоследствии. Портрет братьев в их мастерской Нестеров написал в 1930 году, даже не представляя, что более чем через полвека эта картина будет висеть в одном зале с триптихом «Александр Невский» - знаменитым шедевром Павла Дмитриевича Корина.
«Ожидание» 1987 г.
Александр Рабин
Говоря о картинах Новой Третьяковки со своей атмосферой, нельзя не вспомнить «Ожидание», написанное А. О. Рабиным в 1987 году. Несмотря на то, что эта фамилия чаще ассоциируется с отцом Александра - Оскаром Рабиным, основоположником нонконформизма в СССР - автор этого полотна является художником, не менее значительным для отечественной живописи. Прислушайтесь к «Ожиданию»: на картине изображена в цвете сама тишина.
Конечно, это лишь малая часть тех шедевров, притаившихся в лабиринтах Новой Третьяковской галереи. Здесь царит многообразие цвета, стиля и творческой мысли: свернув с проторенной тропы, в этом музее каждый найдет то самое полотно, тот самый изгиб кисти, который останется в душе и вдохновит на новый шедевр.
Автор: Ксения Барулина