Винсент Ван Гог. Неизвестные полотна
Ровно 129 лет назад Винсент Ван Гог умер в своей постели от огнестрельного ранения, полученного двумя днями ранее. Всегда предполагалось, что он покончил жизнь самоубийством и выстрелил себе в грудь, но в последнее время популярность приобрела другая концепция, что его застрелили.
Но в этой статье речь пойдет не о причинах смерти знаменитого художника, а о работах, не свойственных Ван Гогу, о которых вы, скорее всего, не слышали. Все знают «Звездную ночь» (Нью-йоркский музей современного искусства, 1889), «Цветущие ветки миндаля» (Музей Ван Гога, 1890), «Ночную террасу кафе» (Музей Крёллер-Мюллер, 1888). Но в этой статье вы откроете для себя новые грани творчества великого живописца.
- «Лежащая обнаженная», 1887 год.
Винсент Ван Гог. «Лежащая обнаженная». Музей Креллера-Мюллера, Амстердам. 1887
В 1886 году Винсент Ван Гог приезжает в Париж, центр европейского художественного мира того времени, где знакомится с импрессионистами. Их техника рисования и использование цвета производят на него глубокое впечатление, и он начинает экспериментировать с цветом и более свободным мазком кисти. Палитра художника сильно отличается от той, что мы видим в «Едоках картофеля» (Музей Ван Гога, 1885). Ван Гог не стремится идеализировать эту женщину. Он пишет ее довольно грубо, а лицо, например, вообще не прописывает. Моделью предположительно является Агостина Сегатори, владелица кафе «Ле Тамбоурин» на бульваре Клиши. С этой женщиной художника связывали не долгосрочные отношения. Он написал картину и два карандашных рисунка, на которых изобразил Агостину.
- «Девушка в лесу», 1882 год.
Винсент Ван Гог. «Девушка в лесу». Музей Креллера-Мюллера, Амстердам. 1882
Летом 1882 года Ван Гог впервые смог купить собственные масляные краски благодаря финансовой поддержки брата Тео. Это одна из первых картин, созданных им в то время. Художнику непросто далось изображение больших буковых стволов на земле, покрытой сухими палками и фигура девушки, которая опёрлась на один из стволов. Ван Гогу было трудно получить свободное пространство между деревьями, которые стоят на разных расстояниях. Художнику удалось передать ощущение глубокого пространства. Закрыв глаза, можно представить себя в этом лесу, почувствовать свежий воздух. Что интересно, Ван Гог, скорее всего, нарисовал картину на коленях – очевидно, он писал с низкой точки зрения. Также в ходе исследования было установлено, что в краску попали кусочки дубовых листьев с лесной подстилки.
- «Танцевальный зал в Арле», 1888 год.
Винсент Ван Гог. «Танцевальный зал в Арле». Музей Орсе, Париж. 1888
В один воскресный вечер художник посетил Folies-Arlésiennes — театр и танцевальный зал города Арль. Картина была написана в то время, когда Ван Гог работал вместе с Полем Гогеном. Влияние друга очевидно - Ван Гог применяет принципы клуазонизма, характерные для работ Гогена.
Художнику неважны детали, анатомическое строение человеческого тела. Важен цвет - картина светится как витраж. Большое скопление людей на маленькой территории должно повествовать о каком-то веселом событии, но этого не происходит. От картины веет тоской и потерянностью. Ни одно лицо не играет первостепенной роли, все персонажи представлены одной толпой, где никто не важен. Они похожи друг на друга. И чем глубже направляешься в зал, тем картина становится размытие, тем больше люди превращаются в призраков. Праздничная мишура прикрывает факт человеческого одиночества. Кажется, невозможно найти родственную душу среди огромного количества людей.
- «Воскрешение Лазаря», 1890 год.
Винсент Ван Гог. «Воскрешение Лазаря» (после Рембрандта). Музей Ван Гога, Амстердам. 1890
«Воскрешение Лазаря» Винсента Ван Гога – не копия знаменитой картины Рембрандта («Воскрешение Лазаря», музей искусств округа Лос-Анджелес, 1632), а скорее переосмысление этого шедевра. Ван Гог сократил количество персонажей до трех, убрав всех, кроме самого Лазаря и двух его сестер – Марии и Марфы. Некоторые искусствоведы говорят, что в лицах сестер могут быть обнаружены сходства художника и его друзей Августина Рулена и Мари Жину. Он убирает центральную фигуру Христа, заменив его на солнечный диск. Картина была написана в лечебнице Сен-Реми. Во время пребывания в лечебнице Ван Гог сделал более тридцати копий работ его любимых художников.
«Воскрешение Лазаря» - единственный случай, когда художник радикально преобразует саму композицию оригинала. В других копиях она, напротив, не претерпевает существенных изменений. Важно помнить, что Рембрандт для Ван Гога всегда был непререкаемым авторитетом, в особенности, когда дело касалось религиозного искусства. Ван Гог только что оправился от продолжительного эпизода болезни, и он, возможно, отождествил себя с чудом библейского Воскресения.
- «Торс Венеры», 1886 год.
Винсент Ван Гог. «Торс Венеры». Музей Ван Гога, Амстердам. 1886
В 1886 году художник переезжает из Антверпена в Париж к своему брату Тео. Его палитра становиться светлее, в ней, например, появляется голубой цвет. Этюд гипсовой модели классической скульптуры стал частью исследований Ван Гога в этой сфере. Художник сделал не менее пяти набросков Венеры. За два года, проведенных в Париже, художник успел познакомиться с Эмилем Бернаром, Анри де Тулуз-Лотреком, Эдгаром Дега и написать две сотни картин.
- «Голова скелета с горящей сигаретой», 1886 год.
Винсент Ван Гог. «Голова скелета с горящей сигаретой». Музей Ван Гога. 1886
Ван Гог создал эту довольно жуткую картину во время пребывания в Академии художеств в Антверпене. Вероятно, это был юмористический комментарий к консервативным академическим практикам – прежде чем рисовать живые человеческие модели, академическая рутина включала изучение скелетов, дабы развить понимание человеческой анатомии, а Ван Гогу на этих занятиях было скучно до смерти. Несмотря на то, что Ван Гог часто критиковал курение, он сам был заядлым курильщиком и продолжал курить вплоть до своей смерти в 1890 году.
- «Цветущий сливовый сад», 1887 год.
Винсент Ван Гог. «Цветущий сливовый сад (после Хиросигэ)». Музей Ван Гога. 1887
Ван Гог был большим поклонником японского искусства. Оно делало его поистине счастливым и жизнерадостным. Черный ствол на гравюре Хиросигэ из серии «Сто знаменитых видов Эдо» Ван Гог на своем полотне делает светлее, используя красную и синюю краски. Для особой декоративности Ван Гог добавил по бокам две границы с японскими иероглифами. Энтузиазм Ван Гога к японскому искусству позже был подхвачен импрессионистами. Художнику импонировала предельная ясность, присутствовавшая в гравюрах периода укиё-э.
Теги
этоинтересно, интересныефакты, жизнь и творчество, Фомирякова, Ван Гог, грани, Искусствовед Фомирякова Анна, живописец, винсент, новые грани, Тео, японская живопись, Неизвестные полотна.