Железобетонная пластичность Оскара Нимейера

Архитектор, создавший новую столицу Бразилии, тем самым полностью определив образ бразильской архитектуры. Оскар Нимейер ушёл из жизни, когда ему было 104 года, оставив после себя уникальное архитектурное наследие. 
 
 
Оскар Рибейру ди Алмейда ди Нимейер Соарис родился в обеспеченной семье португальско-немецкого происхождения 15 декабря 1907 года. Закончив в 1934 году архитектурный факультет Национальной школы изящных искусств в родном Рио, он встретил своего будущего учителя и наставника Лусио Косту, в свою очередь познакомившего Нимейера с Ле Корбюзье. Свой первый проект Оскар реализовал в неполные 30 лет. Это были детские ясли в Рио-де-Жанейро. 
 
В 30-е годы ХХ века начала складываться бразильская национальная школа современной архитектуры. Одной из ярких иллюстраций этого течения стало здание Министерства просвещения и здравоохранения в Рио, первый по-настоящему важный проект Нимейера. Руководителем проекта был назначен Лусио Коста, а советником – сам Ле Корбюзье. После его отъезда Нимейер позволил себе внести в план кое-какие коррективы, настолько впечатлявшие Косту, что Оскару было поручено возглавить разработку проекта. 
 
Вместе с Костой Нимейер построил павильон Бразилии на Всемирной выставке 1939 года в Нью-Йорке. 
 
 
«Только бетон позволяет мне управлять изгибами такого широкого размаха… бетон обеспечивает непрерывную модуляцию пространства»
 
Главным проектом всей жизни Оскара Нимейера стала новая столица – Бразилиа, строение которой началось по инициативе новоизбранного президента Жуселина Кубичека. Генеральный план Бразилии на себя взял Лусио Коста, а застройкой занялся непосредственно Нимейер. Новый город, пионер «брутальной» бразильской архитектуры,  отличался необычными формами, пластичными сооружениями из железобетона, изогнутыми дворцами и монументами. Именно контраст разнообразных геометрических форм правительственных сооружений и подчёркнуто строгих геометрических форм жилых комплексов придал работе архитектора поразительную выразительность.
 
«…прямые линии и углы делят и разделяют пространство, а я всегда любил изгибы, которые являются сутью окружающей нас природы»
 
Архитектура Оскара Нимейера отличается выразительностью, пластичностью, гибкостью. Мастер одним из первых смог реализовать художественные возможности монолитного железобетона. Для его построек характерны функциональность, обоснованность, рациональность в воплощении. Нимейер всегда стремился к расширению границ и обогащению архитектурной формы: он экспериментировал с контрастным сопоставлениям объёмов, с динамичностью членений, с новыми фактурами и цветовыми палитрами.
 
Мы собрали для вас подборку самых известных работ бразильского мастера. 
 
Дом  Каноас (Casa das Canoas) – Рио-де-Жанейро, Бразилия, 1954г 
В 1953 году Оскар построил дом для себя и своей семьи. Его чертежи и фотографии позже вошли в международные справочники по архитектуре, как яркий пример слияния здания с окружающей природой. В постройке отсутствуют  чёткие границы и углы, конструкция дома адаптирована к неровностям земной поверхности. Одна из стен возведена над огромным камнем, пролежавшим на этом месте около тысячи лет. Одна часть этого камня находится во дворе, а другая создает оригинальный интерьер гостиной.
 
Резиденция Копан (Résidence Edifício Copan) - Сан-Паулу, Бразилия, 1966г
По задумке Нимейера, здание должно было стать самым большим жилым комплексом в мире. Оно было спроектировано в форме волны и объединено в шесть блоков, пристроенных друг к другу. На площади 6006 м², под крышей 38-этажного Копана, разместились квартиры, в которых проживает до 5 тыс. человек, технические службы, ресторан, почтовое отделение. На крыше расположена вертолётная площадка. 
 
Дворец рассвета (Palácio da Alvorada) – Бразилиа, Бразилия, 1958г
Это трёхэтажное здание с общей площадью 7000 м² расположено на полуострове водохранилища Параноа и является официальной резиденцией президента Бразилии.
Первый этаж дворца предназначен для официальных приёмов, а на втором размещены помещения для личного пользования президента и его семьи.
 
Здание Национального Конгресса – Бразилиа, Бразилия, 1958г
Один из самых известных проектов Оскара Нимейера находится на центральной оси столицы Бразилии. Здание Конгресса по праву считается главной архитектурной доминантой города. Оно гармонично вписывается в окружающий рельеф, сочетается с административными корпусами и подземными переходами. 
 
Штаб-квартира Французской коммунистической партии в Париже, Франция, 1965г
Конструкция здания штаб-квартиры Французской коммунистической партии уникальна. Всё здание держится на четырёх точках опоры. Нижний уровень штаб-квартиры находится под землёй, а  белый купол перед входом в здание – это крыша зала заседаний, так же спрятанного под землей. 
 
Пантеон Отечества и Свободы в Бразилиа, Бразилия, 1986г
Пантеон на площади Трёх властей был возведён в память о борцах за демократию и посвящён первому президенту Бразилии, пришедшему к власти после свержения военной диктатуры – Танкреду Невеша. 
 
Кафедральный собор (Catedral de Brasília) – Бразилиа, Бразилия, 1970г
За проект этого собора Нимейер получил Притцкеровскую премию "за лучшее сооружение в стиле модернизма". Проект  воплощался в жизни больше десяти лет. Шестнадцать гиперболоидных колонн собора Пресвятой Девы Марии символизируют 8 пар рук, воздетых к небу.
Основная его часть находится под землей, символизируя мир грехов человека. Пройдя коридор, посетитель попадает в светлое  пространство. Свет с потолка и сквозь витражи, расположенные между 16 колоннами, дает ощущение бесконечного райского счастья.
 
Культурный центр Вулкан, Гавр, Франция, 1982г
Культурный центр Вулкан - одна из главных достопримечательностей города Гавра. Он состоит из двух блоков, соответственно называющихся «Большой вулкан» и «Малый вулкан». В Большом находятся театр на 1200 мест и 350-местный кинотеатр. В Малом – несколько  различных залов от 60 до 500 мест.
 
Концертный зал Ибирапуэра (Auditório Ibirapuera) - Сан-Паулу, Бразилия, 2005г
Проект этого зала – своеобразный протест против всего, что происходит в мире сегодня. 
Одной из особенностей конструкции здания является возможность опускать заднюю стену. Таким образом,  у зрителей есть возможность смотреть представления, находясь под открытым небом.
 
Башня Цифрового Телевидения – Бразилиа, Бразилия, 2012г
Строительство телевизионной башни было закончено в 2010 году.
Общая высота башни – 180 м. 60-метровая верхушка – это металлическая телевизионная антенна.  
120-метровое основание башни с двумя ответвлениями, заканчивающимися стеклянными куполами, архитектор назвал «Цветком Серрадо». 
 
Музей современного искусства в Нитерое, Бразилия, 1996г
Нимейер считал, что это самый грандиозный проект, когда-либо им созданный. Необычное здание музея расположено на отвесной скале у берега моря. Из "чаши" или «космического корабля» открывается живописный панорамный вид на окрестности. Этот вид на Рио-де-Жанейро с огромной скульптурой Христа, с океаном и пляжами часто отвлекает посетителей музея от самих экспозиций.
 

 


Наверх